ISSN 0236-235X (P)
ISSN 2311-2735 (E)

Bookmark

Next issue

1
Publication date:
16 March 2021
-->

The article was published in issue no. № 3, 2007
Abstract:
Аннотация:
Authors: () - , () -
Ключевое слово:
Page views: 8082
Print version
Full issue in PDF (2.31Mb)

Font size:       Font:

В статье описывается аналитическая система по ведению данных о проводимых торгах, включающая определение рейтинга предприятий в системе предпочтений заказчика, специализирующихся на выпуске анализируемых образцов продукции, посредством показателя экономической надежности предприятия при выполнении заказов. Такое определение предполагает построение обобщенной функции полезности предприятий в системе предпочтений заказчика, вычисление ее значений для каждого предприятия и упорядочение предприятий на основании результатов сравнения этих значений. Входными данными для определения показателя экономической надежности предприятия является бухгалтерская отчетность предприятия, а также некоторая дополнительная информация, необходимая в расчетах.

Предлагается использовать данную аналитическую систему при подготовке документов для проведения торгов (конкурса, аукциона, запроса котировок), при фиксации и просмотре сведений о проводимых торгах и их участниках, а также при формировании требуемых протоколов. Победитель торгов определяется путем оценки и сопоставления предложенных предприятиями значений критериев оценки заявок. Нахождение значения одного из этих критериев осуществляется функцией определения рейтинга предприятий в системе предпочтений заказчика.

Заказчик проводит торги в соответствии с процедурами, условиями и положениями. Он приглашает всех заинтересованных лиц подавать заявки на участие в торгах на поставку товаров, выполнение работ, оказание услуг. Информация о них содержится в «Информационной карте» в соответствии с процедурами и условиями, приведенными в документации, в том числе в проекте государственного контракта. Победивший должен будет поставить товары, выполнить работы, оказать услуги в течение периода, указанного в «Информационной карте».

«Информационная карта» четко отражает конкретную информацию и требования, относящиеся к оформлению заявки и применимым правилам в отношении цены и валюты заявки, а такжек критериям оценки, которые будут применяться к заявкам.

В конкурсе может принять участие любое юридическое или физическое лицо.

Данная аналитическая система использует базу знаний, необходимую для исключения ввода некорректной информации, определения полноты информации предоставляемой участниками размещения заказа, необходимой для принятия участия в торгах, а также для корректного формирования протоколов и документов.

Данные, необходимые для определения показателя экономической надежности предприятия, содержатся в «Информационной карте».

Вспомогательная функция определения рейтинга предприятий в системе предпочтений заказчика состоит из следующих составляющих.

1.  Оценка степени доверия предприятию, реализующему заказ по созданию и производству продукции. Под степенью доверия предприятию понимается субъективная условная вероятность, характеризующая способность предприятия выполнить порученные ему проекты в заданные сроки и с заданным качеством при условии отсутствия научно-технического риска.

Учитывая специфику требований к предприятиям – разработчикам и производителям серийных образцов, – выделяется следующая группа показателей, наиболее сильно влияющая на степень доверия предприятию со стороны заказчика: устойчивость, состояние основных фондов, фондовооруженность труда, платежеспособность.

Степень доверия предприятию определяется показателем платежеспособности.

2.  Оценка минимально допустимого уровня заказа предприятию, получение которого обеспечит стабильность экономического и финансового положения предприятия. Сущность оценки заключается в анализе важнейших финансовых показателей предприятия, отражающих соотношение между выручкой от продажи товаров, издержками их производства и реализации и полученной в результате всех операций прибылью.

В основу оценки величины минимально допустимого заказа положено разделение всех включаемых в себестоимость продукции расходов предприятия на категории переменных и условно-посто­янных.

Для оценки минимально допустимого заказа предприятию используются функции доходов Sд(N) и издержек Sизд(N), а также функция прибыли производства П(N), представляющая собой разность между величинами Sд(N) и Sизд(N).

3.  Прогнозирование возможности банкротства предприятий. В основу этого показателя положена модель Альтмана, использующая дискриминантную функцию, сформированную по выборке предприятий.

Цель дискриминантного анализа – накопление статистики по выборке фирм и построение линии (дискриминантной функции), делящей все анализируемые фирмы на группы, соответствующие их финансовому состоянию.

4.  Оценка допустимых сроков задержек расчетов с предприятиями за произведенную продукцию. Обеспечение производственного цикла предприятия предполагает финансовое удовлетворение потребностей в оборотных материальных активах, в заработной плате, в уплате налогов.

Возможными источниками финансовых средств предприятия, обеспеченных минимальным заказом, являются: авансы, выдаваемые заказчиком; собственные средства (денежные результаты производства); ссуды, кредиты банков; задержки в выплате зарплаты и уплате налогов; задержки погашения дебиторской задолженности.

5.  Оценка рейтинга предприятий в системе предпочтений заказчика, специализирующихся на выпуске анализируемых образцов. Под решением этой задачи понимается упорядочение предприятий, специализирующихся на выпуске анализируемых серийных образцов, по значению агрегированного показателя – коэффициента экономической надежности предприятия при выполнении заказов. Такое определение предлагает построение обобщенной функции полезности предприятий в системе предпочтений заказчика, вычисление ее значений для каждого предприятия и упорядочивание предприятий на основании результатов сравнений этих значений.

В состав системы частных показателей включаются: степень доверия предприятию; коэффициент запаса прочности; время задержки платежей, нормированное к максимальному по анализируемому кластеру серийных образцов; любые другие показатели, способствующие наиболее полному и всестороннему анализу конкретных условий построения рейтинга предприятия.

Определение этих составляющих при учете различных экономических факторов поможет пользователю с принятием решения при выборе предприятия с наилучшим показателем, характеризующим его рейтинг, а следовательно, и победителя торгов. Макет системы реализуется в инструментальной экспертной системе COMP-P и среде Borland Delphi 7 с использованием СУБД PostgreSQL.


Permanent link:
http://www.swsys.ru/index.php?page=article&id=367&lang=en
Print version
Full issue in PDF (2.31Mb)
The article was published in issue no. № 3, 2007

Perhaps, you might be interested in the following articles of similar topics: