На правах рекламы:
ISSN 0236-235X (P)
ISSN 2311-2735 (E)

Авторитетность издания

ВАК - К1
RSCI, ядро РИНЦ

Добавить в закладки

Следующий номер на сайте

2
Ожидается:
16 Июня 2024

Статьи из выпуска № 1 за 2015 год.

Упорядочить результаты по:
Дате публикации | Заголовку статьи | Авторам |

21. Построение корпуса текстов для настройки тонового классификатора [№1 за 2015 год]
Автор: Рубцова Ю.В.
Просмотров: 18333
В работе представлен инструмент для сбора и анализа корпуса коротких текстов. Первый модуль инструмента – сбор текста (парсер). Второй модуль отвечает за обработку корпуса и состоит из двух частей: морфологической раз-метки корпуса и составления общетематического словаря эмоциональной лексики (извлечения списков наиболее часто употребляемых слов и словосочетаний с целью выделения значимых слов для положительных и отрицательных текстов); при этом для каждого слова и словосочетания рассчитывается набор статистических характеристик, свойственных для положительной или отрицательной окраски текста. Таким образом, в работе описываются инструмент для сбора и анализа корпуса коротких текстов, а также собранный с помощью этого инструмента корпус коротких текстов современного русского языка, доступный для публичного ознакомления. Более того, на основе корпуса текстов был построен словарь эмоциональной лексики.Для каждого термина или словосочетания в словаре рассчитан статистический вес значимости слова для класса положительных или отрицательных текстов. Полученные результаты используются для построения и тренировки тонового классификатора.

22. Моделирование мягких тканей виртуального манекена для проектирования корсетных изделий и белья [№1 за 2015 год]
Авторы: Сеницкий И.А., Васильев Д.А., Горелова А.Е., Корнилова Н.Л.
Просмотров: 9449
В статье рассмотрены теоретические основы формирования моделей манекенов для САПР трехмерного проектирования корсетных изделий и белья. Отличительной особенностью проектирования данных видов одежды является необходимость моделирования поведения мягких тканей фигур разных типов, как обнаженных, так и испытывающих воздействие изделия. Рассмотрен авторский метод создания виртуальной модели манекена. По своей структуре манекен представляет собой наложенные на поверхность стана имитационные модели мягких тканей (груди, ягодиц и живота), алгоритмически независимые друг от друга. При создании модели торса главной задачей было обеспечение перестроения модели на любой размер и рост с сохранением исходной формы. Целевой функцией моделирования мягких тканей явилась разработка системы варьируемых переменных, обеспечивающих изменение формы поверхности при условии сохранения ее объема. Имитационная модель мягких тканей манекена использует геометрическое и физическое моделирование. Для обеспечения возможности получения разных форм груди, живота и ягодиц в рамках одной математической модели для каждого вида тканей выбрана функция задания образующей тела вращения. Управляемыми параметрами моделей являются размерные признаки, определяющие форму моделируемых областей. Результаты теоретических исследований реализованы в процессе создания программного модуля «Виртуальный манекен» САПР трехмерного проектирования корсетных изделий BustCAD (г. Иваново, Россия). Данная САПР позволяет пользователю интуитивно понятными средствами создавать виртуальный манекен фигуры, оценивать ее эстетические характеристики, задавать изменения параметров торса и мягких тканей с учетом моделирующего эффекта изделия, проектировать модель и получать развертки основных деталей.

23. Облик перспективных тренажеров корабельных связистов [№1 за 2015 год]
Авторы: Сергеев В.В., Родионов А.В., Пучко Е.В.
Просмотров: 9695
Одной из важнейших задач повышения качества подготовки корабельных связистов является разработка современных учебно-тренировочных средств. Наряду с использованием малогабаритных специализированных тренажеров в военно-морских учебных заведениях в различное время для подготовки специалистов связи использовались имитационные тренажеры «Глобус», «Посейдон», «Молния-МТ2», TGS-4000 и «Marsim-C», а также комплексный тренажер корабельных связистов «Племя-С». В данной статье рассматриваются возможности и недостатки, выявленные в процессе жизненного цикла тренажера «Племя-С», свойственные и другим связным тренажерам. Показано отсутствие в связных тренажерах на тактико-специальном уровне возможности автоматического контроля и адаптивных реакций на действия обучающихся. В связи с этим существенная нагрузка возлагается на руководителя обучения, имитирующего работу операторов береговых командных пунктов и узлов связи, которая возрастает пропорционально увеличению количества обучающихся в учебных группах. Результаты анализа использования тренажера «Племя-С» позволили предложить пути совершенствования тренажеров корабельных связистов на специальном, тактико-специальном и тактическом уровнях, а также допустимые ограничения. Ключевая роль в перспективном тренажере должна быть отведена разработке комплексной модели радиообмена подвижных объектов ВМФ с береговыми командными пунктами и узлами связи, которая позволит решать системные задачи: дидактическую, исследовательскую и практическую.

24. Программный комплекс для представления и преобразования дискретных структур знаний [№1 за 2015 год]
Автор: Субботин С.А.
Просмотров: 12717
Разработано математическое обеспечение, позволяющее представлять на едином языке различные модели знаний и содержащее процедуры, автоматизирующие взаимное преобразование экспертных знаний. Созданная программа имеет модульную структуру и включает подсистемы для различных моделей представления знаний. Подсистема моделирования семантических сетей содержит функции для создания структуры семантической сети, добавления в нее узлов и связей, удаления узлов и связей, для графического отображения семантической сети с круговым, случайным и иерархическим расположением узлов, а также функцию дляорганизации поиска подсети-запроса в сети-базе знаний. Подсистема моделирования фреймовых сетей содержит функции для создания структуры фреймовой модели, создания фреймов, добавления фреймов-узлов в сеть и удаления их из сети, добавления и удаления связей между фреймами, графического отображения иерархической фреймовой модели, а также функцию для организации поиска на фреймах. Подсистема моделирования продукционных моделей включает набор функций для создания, модификации и обработки знаний на основе продукционных моделей: функции создания структуры модели, добавления переменной и вопроса, добавления правила, графического отображения сети правил, поиска решений на основе продукционной модели с использованием различных стратегий разрешения конфликтов правил. Подсистема преобразования и анализа структур представления знаний позволяет осуществлять взаимные преобразования знаний из семантических сетей, фреймовых и продукционных моделей.

25. Подход к оценке сложности диаграмм SADT (IDEF0) [№1 за 2015 год]
Авторы: Усков А.А., Жукова А.Г.
Просмотров: 9950
Методология SADT (Structured Analysis and Design Technique) и ее составная часть IDEF0 широко используются для моделирования бизнес-процессов, программных систем, а также технологических и производственных процессов. Для реализации методологии SADT существует разнообразный арсенал CASE-средств. Построение SADT-модели начинается с представления всейсистемы в виде одного блока и дуг, изображающих интерфейсы системы с окружающей средой, то есть так называемой контекстной диаграммой. Затем указанный блок декомпозируется на диаграмме декомпозиции на ряд блоков, соединенных интерфейсными дугами. Эти блоки пред-ставляют собой подфункции исходной функции, каждая из которых при необходимости далее декомпозируется подобным образом до достижения требуемой детализации модели. В статье предложен новый подход к оценке сложности восприятия моделей SADT на основе учета особенностей функционирования кратковременной (оперативной) памятичеловека и процесса переноса данных из кратковремен-ной памяти в долговременную. Введены в рассмотрение коэффициент сложности восприятия модели и формулы для его вычисления, что позволяет проводить сравнение и оптимизацию SADT-моделей по данному параметру. Проведен анализ коэффициента сложности восприятия для случая однородной SADT-модели (модели, имеющей одинаковое количество блоков на всех диаграммах), подтвердивший известный эмпирический принцип: число блоков диаграммы должно находиться в диапазоне 3–6. Анализ неоднородной двухуровневой SADT-модели показал, что для уменьшения коэффициента сложности восприятия нужно выбирать такую стратегию декомпозиции, чтобы с ростом уровня декомпозиции снижалось число блоков на диаграммах. Предложено для повышения точности оценок сложности восприятия SADT-моделей использовать адаптируемые нечеткие системы, при этом теоретическую оценку коэффициента сложности восприятия использовать как априорную информацию, а экспериментальные данные – как обучающую выборку.

26. Подсчет количества людей в видеопоследовательности на основе детектора головы человека [№1 за 2015 год]
Авторы: Филиппов И.В., Кононов В.А., Конушин В.С., Конушин А.С.
Просмотров: 14619
В данной работе рассматривается задача подсчета числа людей в выбранной области для каждого кадра видео-последовательности. В настоящий момент отсутствуют методы, которые при высокой точности оценки числа людей можно было бы применять для различных сцен без необходимости перенастройки параметров или обучения на новой сцене. В работе делается обзор существующих методов решения задачи и предлагается новый алгоритм, развивающий ранее предложенный подход на основе детектора головы человека. В качестве детектора используется алгоритм на основе мягкого каскада, настраиваемого с помощью метода бустинга, а признаков изображения – суммы значений яркости, цвета, нормы градиента и значений откликов фильтров градиента по прямоугольным областям. Детектор настраивается таким образом, чтобы обеспечивать максимально возможную полноту обнаружения, то есть выделять практически все изображения голов людей, содержащихся в видеопоследовательности. Из-за небольшого размера областей изображения головы человека требование высокой полноты приводит к большому числу ложных срабатываний детектора. Предлагается многоэтапная фильтрация ложных срабатываний по таким критериям, как размер обнаружения, рост человека, согласования обнаружения с выделенной областью переднего плана, временная стабильность. Проведенная экспериментальная оценка предложенного алгоритма на открытой эталонной коллекции показала, что данный алгоритм превосходит аналоги по точности и при этом показывает сравнимые результаты на разных сценах без специальной настройки на них.

27. Программный комплекс для расчета и исследования погрешности токарной обработки нежестких заготовок [№1 за 2015 год]
Авторы: Шелихов Е.С., Сердюк А.И., Черноусова А.М.
Просмотров: 7235
Рассмотрена проблема определения погрешности, возникающей при токарной обработке на станках с ЧПУ заготовок, длина которых во много раз превышает диаметр. В результате анализа математических моделей, используемых для определения погрешностей при точении, установлено, что для рассматриваемых деталей определяющим фактором при образовании отклонения является жесткость системы Станок–Приспособление–Инструмент–Деталь (СПИД). Отмечены ограничения в существующих методах исследования и практике определения отклонений с учетом постоянной и динамической составляющих податливости элементов рассматриваемой системы. В частности, с точки зрения практической значимости, в них затруднен учет упругих деформаций, обусловленных функциональными взаимосвязями режимов резания с параметрами обрабатываемой заготовки, которые задаются прочностными характеристиками используемого материала в рассматриваемом диапазоне геометрических соотношений. Для повышения точности обработки предложена методика определения оптимальных параметров резания. Разработан программный комплекс OptimRez, позволяющий пользователю, исходя из возможностей применяемого токарного обо-рудования и характеристик обрабатываемой заготовки, определять режимы резания, при которых рассматриваемая погрешность будет минимальной. Программный комплекс содержит пять взаимосвязанных модулей, использует базы данных инструментов, станков и различных материалов заготовок. OptimRez может использоваться при технологическом проектировании, в научно-исследовательских работах и в учебном процессе.

← Предыдущая | 1 | 2 | 3