Авторитетность издания
Добавить в закладки
Следующий номер на сайте
Синтез адаптивного управления в многоканальных навигационных приемниках на основе интеллектуальной обработки докорреляционных сигналов
Аннотация:Предметом исследования является двухэтапный синтез адаптивных управляющих решений для весовых коэффициентов диаграммы направленности цифровой антенной решетки навигационного приемника при воздействии преднамеренных шумовых и имитационных помех. Для решения задачи используется интеллектуальный пространственно-временной анализ принятых докорреляционных сигналов спутниковой навигации. В условиях сложной электромагнитной обстановки, когда уровень полезного сигнала значительно ниже уровня шума и помех, традиционные методы пространственной фильтрации становятся недостаточно эффективными. В работе предложен модифицированный алгоритм двухэтапной обработки навигационных сигналов. На первом этапе формируются веса, обеспечивающие глубокие провалы диаграммы по угловым координатам активных помех, мощность которых превышает уровень шума. На втором этапе формируется новый набор весовых коэффициентов на основе идентификации события присутствия сигналов спуфинга и оценки угловых направлений их излучения. Прогнозирование координат источника спуфинговых сигналов (азимут и угол места) осуществляется с помощью LSTM-нейронной сети. Сеть обучена на данных циклической корреляционной матрицы, характеризующих циклостационарные свойства аутентичных навигационных сигналов. Это особенно важно в случае спуфинга, когда помеха имитирует параметры реального навигационного сигнала и не может быть эффективно подавлена традиционными средствами. Предложенный подход синтеза интеллектуальных решений по управлению набором адаптивных весовых коэффициентов приемных каналов позволяет минимизировать влияние комбинированных помех. При этом обеспечивается целостность и достоверность принимаемых навигационных сигналов для дальнейшей их корреляционной обработки и трекинга. Основные результаты исследования включают разработку и моделирование двухэтапного алгоритма адаптивной обработки сигналов, а также сравнение его эффективности с традиционными методами, такими, как MUSIC и DNN. Показано, что использование LSTM-сети обеспечивает более высокую точность и стабильность оценки направления прихода сигнала при пониженном отношении сигнал/шум, в том числе для угловых координат, не входящих в обучающую выборку. Практическая значимость работы заключается в возможности реализации предложенного подхода в современных навигационных системах для повышения их защищенности от преднамеренных помех и для обеспечения надежного функционирования в сложных условиях электромагнитной обстановки.
Abstract:The paper focuses on a two-stage synthesis of adaptive control solutions for digital antenna array weight coefficients in navigation receivers under intentional noise and imitation interference. The solution employs intelligent spatiotemporal analysis of received pre-correlation satellite navigation signals. Complex electromagnetic environment, when the desired signal level is significantly below the noise and interference floor, makes conventional spatial filtering methods insufficiently effective. The paper proposes a modified two-stage processing algorithm for navigation signals. The first stage forms weights that provide deep dips in the radiation pattern in the directions of active interference sources whose power exceeds the noise level. The second stage generates new weighting coefficients based on detecting spoofing signals and estimating their arrival angles. Spoofing signal source coordinates (azimuth and elevation) are predicted using an LSTM neural network. Training data comprised cyclic autocorrelation matrices encoding the cyclostationary signatures of genuine satellite signals. This is particularly critical in spoofing scenarios where interference mimics authentic navigation signal parameters and cannot be effectively mitigated by conventional countermeasures. The proposed approach to synthesizing intelligent solutions for managing the set of adaptive weighting coefficients of receiving channels minimizes the impact of combined interference. This approach maintains the integrity and authenticity of received navigation signals for subsequent correlation processing and tracking operations. The key research results include the development and simulation of a two-stage adaptive signal processing algorithm, along with comparative performance analysis against conventional methods (MUSIC and DNN). The results demonstrate that the LSTM neural network provides superior accuracy and stability in signal direction-of-arrival estimation under low signal-to-noise conditions, including for angular coordinates outside the training dataset. The practical significance of this paper is in its potential implementation within modern navigation systems to enhance their resilience against intentional interference and ensure reliable operation in challenging electromagnetic environment.
| Авторы: Лихачев М.А. (likhachevma@cps.tver.ru) - НИИ «Центрпрограммсистем» (заведующий отделом), Тверь, Россия, Смирнов В.Д. (smirnovvladimir057@yandex.ru) - 1 НИИ «Центрпрограммсистем» (инженер-программист), Тверь, Россия | |
| Ключевые слова: адаптивное управление, интеллектуальная обработка сигналов, lstm-нейронная сеть, глобальные системы спутниковой навигации, спуфинг, цифровая антенная решетка, комбинированные помехи радиоглушения и спуфинга |
|
| Keywords: adaptive management, intelligent signal processing, LSTM neural network, global navigation satellite systems (GNSS), spoofing, navigation receiver, combined jamming and spoofing interference |
|
| Количество просмотров: 1009 |
Статья в формате PDF |
Синтез адаптивного управления в многоканальных навигационных приемниках на основе интеллектуальной обработки докорреляционных сигналов
DOI: 10.15827/0236-235X.151.417-425
Дата подачи статьи: 21.01.2025
Дата после доработки: 14.03.2025
Дата принятия к публикации: 16.04.2025
УДК: 621.391.825
Группа специальностей ВАК: 2.3.1. Системный анализ, управление и обработка информации, статистика (технические науки, физико-математические науки)
Статья опубликована в выпуске журнала № 3 за 2025 год. [ на стр. 417-425 ]
Введение. Современные навигационные сис- темы, основанные на использовании глобальных спутниковых систем навигации (ГССН), играют ключевую роль в обеспечении точного определения местоположения, скорости и вре- мени в широком диапазоне гражданских и воен- ных приложений. Однако большое расстояние от навигационных спутников до аппаратуры потребителей (навигационных приемников) приводит к тому, что спектральная плотность мощности полезных сигналов на входе антенны становится меньше, чем мощность шума в антенне. В работе [1] отмечается, что уро- вень информационных сигналов на 20–30 дБ меньше, чем уровень белого шума в антенных элементах, а мощные помехи радиоглушения превышают уровень шума на 20–40 дБ. В случае приема навигационных сигналов на фоне мощной электромагнитной помехи для их выделения требуется обеспечить необходимое для детектирования отношение «сигнал/помеха плюс шум» путем пространственной фильтрации комплексного сигнала с использованием антенных решеток на примерах работ [2–4]. Особенностью современных подходов к уп- равлению антенной решеткой является переход от традиционных статистических методов пространственной фильтрации к интеллекту- альным алгоритмам обработки сигналов, способным учитывать сложную динамику электро- магнитной обстановки и прогнозировать поведение источников помех. В данной работе акцентируется внимание на синтезе интеллектуальных решений по управлению набором адаптивных весовых коэффициентов приемных каналов цифровой антенной решетки в реальном времени, что позволяет минимизировать влияние комбинированных помех – радио- глушения и спуфинга. В этой связи предложен модифицированный двухэтапный алгоритм адаптивной обработки сигналов [5], ориентированный на последовательное подавление различных типов помех. На первом этапе реализуется подавление мощных шумовых помех радиоглушения с помощью обратной ковариационной матрицы сигнала и технологии диагонального подмешивания, что позволяет формировать глубокие провалы диаграммы направленности по угловым координатам источников активных помех. Однако в условиях пониженного отношения сигнал/шум, и особенно при наличии имитационных помех, такой подход оказывается недостаточным. На втором этапе предложено использовать методы искусственного интеллекта для анализа докорреляционных сигналов и для принятия управленческих решений о формировании новых адаптивных весовых коэффициентов. Основу этого этапа составляет рекуррентная ней- ронная сеть, такая как LSTM (Long Short-Term Memory), обученная на данных циклической корреляционной матрицы, характеризующих циклостационарные свойства аутентичных навигационных сигналов. Использование циклической корреляции позволяет выделять скрытые периодические закономерности, присущие спутниковым сигналам, даже при их значительном энергетическом подавлении. Сеть LSTM обеспечивает прогнозирование угловых координат источников спуфинговых сигналов (азимут и угол места), что используется для формирования целевых провалов диаграммы направленности и подавления лож- ных сигналов до их попадания в корреляторы приемника. Целью данной работы является разработка и исследование модифицированного двухэтапного алгоритма адаптивной обработки сигналов, основанного на интеграции классических методов пространственной фильтрации и современных технологий глубокого обу- чения. Тем самым обеспечиваются гибкость, адаптивность и устойчивость к различным видам преднамеренных воздействий. Алгоритм первого этапа синтеза адаптивного управления На первом этапе адаптивного двухступенчатого подхода интеллектуальной обработки выполняется подавление мощных помех радио- глушения с неизвестных направлений. Основным уравнением формирования выхода ступе- ни подавления y с параметрами весового вектора w(q, j) по углу места q и углу азимута j, в направлении которых установлен максимум исходной диаграммы направленности антенной решетки, обратной ковариационной матрицы R–1 и вектора принятого сигнала x, является известная формула:
Процесс пространственной фильтрации целесообразно выполнить последовательно. Сигнальный вектор вначале умножается на обратную ковариационную матрицу для минимизации мощности помех радиоглушения, далее выполняется многоканальная весовая обработка в соответствии с выражением
Таким образом, для каждого компонента сигнального вектора xn оценивается помеховая составляющая Ограниченный объем данных для формирования ковариационной матрицы требует внесения некоторых технологических приемов для повышения точности оценки и исключения флуктуаций. Наиболее простым и эффек- тивным методом является диагональное подмешивание некоторой шумовой матрицы aI, позволяющей уменьшить относительные влияния малых собственных значений ковариационной матрицы:
В отличие от методов радиоглушения, метод спуфинга преследует цель подмены истинного сигнала поддельным с сообщением ложного местоположения или времени путем симуляции генератором сигналов либо ретрансляцией реального сигнала ГССН с внесенными из- менениями. Сигнал спуфинга имеет схожие временные и спектральные характеристики с подлинными сигналами ГССН, поэтому приемник может захватывать поддельный сигнал после потери истинного или при энергетическом преимуществе ложного сигнала в корреляционном канале. Наиболее эффективным способом защиты от спуфинга является отслеживание зашифрованного сигнала (напри- мер, сигнала Y-кода на GPS L1 и L2), который транслируется несколькими созвездиями ГССН, а также методы посткорреляционной обработки, позволяющие отслеживать динамическое поведение корреляционных пиков в следящих каналах коррелятора и искажений на- вигационных сообщений. Однако реализация этих методов затруднена, поскольку требует с одной стороны доступа к кодирующей информации, а с другой – сложного анализа деструкции формы и положения пиков в каждом канале коррелятора приемника совместно с историей содержания навигационных сообщений. Поэтому наиболее рациональным решением в условиях воздействия спуфинг сигна- лов является недопущение их проникновения в каналы коррелятора. Алгоритм второго этапа синтеза адаптивного управления Второй этап синтеза адаптивного управления в навигационном приемнике следует данному положению. Формирование управляющих воздействий на сигналы (канальные весовые коэффициенты) опирается на понятие циклостационарности, присущее и навигационным сигналам (в том числе сигналам спуфинга). Сигнал считается циклостационарным, если его циклическая автокорреляционная функ- ция ненулевая с шагом циклостационарности τ = lTC/A (l = 1, 2, 3…) и определяется следующим образом:
Например, сигнал L1 С/A излучается спутниками системы GPS c использованием периодического воспроизведения определенной модуляционной последовательности (кодов Голда) длиной N = 1023 чипов, уникальной для каждого спутника, с периодом T = 1 мс, который образуется суммированием по модулю двух двоичных символов, поступающих с тактовой частотой f = 1,023 МГц от двух сдвиговых регистров. Такой сигнал удовлетворяет условиям циклостационарности на периоде TC/A = NT. Поскольку сигналы спуфинга обычно ниже уровня шума, то они присутствуют на выходе первого этапа адаптивной системы совместно с сигналами ГССН. Чтобы осуществить пространственную фильтрацию спуфинга, необходимо вместо пространственной ковариационной матрицы в первую очередь рассчитать циклическую ковариационную матрицу, которая определяется как кросс-ковариация принятого вектора сигнала и его задержанной на период цикла версии следующим образом:
где K равен длине кодового периода; D – величина временной задержки (например, 1 мс для одного кодового периода GPS L1 C/A).
Проблема наилучшей оценки циклической матрицы решается путем использования нескольких блоков (G(1 £ G < 20)) для получения гораздо большего количества ковариационных матриц, как показано на рисунке 2. Исходя из этого, усредненная циклическая ковариационная матрица может быть выражена следующим образом:
Из рисунка следует, что предлагается комплексный подход, сочетающий использование LSTM-нейронной сети [7] для точной оценки направлений прихода сигнала (Direction of Arrival, DOA) спуфинга и метод Sidelobe Can- celler для формирования адаптивной диаграммы направленности. Этот подход обеспечивает эффективное подавление помех и сохранение чувствительности к полезному сигналу, что повышает надежность работы навигационного приемника в условиях сложной помеховой обстановки. Нейронная сеть LSTM используется для при- нятия решения о наличии спуфинга и прогнозирования угловых координат (азимута и угла места) при подаче на входной слой значений оценки циклической корреляционной матрицы. Известно, что принятый сигнал m-го элемента прямоугольной плоской антенной решетки, состоящей из M = Nx × Ny элементов, расположенных на расстоянии dx и dy друг от друга по горизонтали и вертикали соответственно, определяется следующим образом:
где sk(t) – комплексная амплитуда k-го источника сигнала; qk – азимутальный угол направления прихода; jk – угол места направления прихода; nm(t) – шум в m-м элементе. На основе принятого сигнала формируется циклическая ковариационная матрица Поскольку матрица является эрмитовой (симметричной относительно главной диагонали), используется только верхнетреугольная часть, которая преобразуется в вещественный вектор следующим образом:
Этот вектор подается на вход LSTM-сети, которая имеет следующую структуру. Размер входного слоя определяется как M (M − 1). Например, при M = 9 размер входного вектора равен 72. Два скрытых LSTM-слоя по 256 состояний. Используется функция активации tanh и sigmoid для гейтов; слои соединены последовательно; число выходов 121×121, что соответствует дискретизации пространства по азимуту и углу места от −60° до +60° с ша- гом 1°; формат выхода – двумерный двоичный вектор, указывающий на позиции источников. Полученные оценки направлений используются для формирования весовых коэффициентов антенной решетки, обеспечивающих подавление спуфинговых сигналов и усиление полезных сигналов. Для реализации пространственной фильтра- ции применяется метод Sidelobe Canceller [8], который использует направляющие векторы для направлений подавления wn(θ, φ) (спуфинг) и максимума диаграммы направленности антенной решетки wd(θ, φ). Коэффициент проекции целевого направления на помеховое вычисляется следующим образом:
и формируется итоговый весовой вектор антенной решетки:
Интеграция LSTM-сети в этап антиспуфинга позволяет повысить эффективность обнаружения и подавления ложных сигналов за счет интеллектуальной обработки циклической мат- рицы докорреляционного сигнала.
Результаты моделирования Представим результаты моделирования метода оценки DOA сигнала, основанного на использовании LSTM-сети, и сравним его эффективность с традиционными алгоритмами MUSIC [9] и глубокими нейронными сетями (Deep Neural Networks, DNN) [10, 11]. Для сравнения LSTM и DNN при различении сигналов с шагом ∆θ = 10° проведен эксперимент с двумя сигналами, имеющими угловое расстояние ∆θ = 10°. Так, DOA первого сигнала изменялся в диапазоне [-30°, 20°] с шагом 1°, а второй сигнал находился под углом θ + ∆θ. Полученные результаты (рис. 5) показывают, что и LSTM, и DNN обеспечивают высокую точность оценки DOA при SNR = = 10 дБ. Для анализа RMSE при различных уровнях SNR методы LSTM, MUSIC и DNN сравнивались при уровне шума от -10 дБ до 10 дБ с шагом 2 дБ. Углы прихода сигналов составляли 31° и 41° в обучающей выборке и 30° и 39° вне обучающей выборки. Оценка проводилась на основе RMSE по 1 000 испытаниям.
Заключение В рамках проведенного исследования был разработан и исследован модифицированный двухэтапный алгоритм адаптивной обработки сигналов для цифровой антенной решетки навигационного приемника, ориентированный на подавление преднамеренных помех – радиоглушения и спуфинга. Предложенный подход сочетает в себе классические методы пространственной фильтрации и современные технологии искусственного интеллекта, такие как использование LSTM-нейронных сетей для анализа циклостационарных свойств принимаемых сигналов. Предложенный алгоритм может быть внед- рен в современные навигационные системы, использующие ГССН, с целью повышения их защищенности от преднамеренных помех и для обеспечения надежного функционирования в условиях комбинированного воздействия радиоглушения и спуфинга. Его внедрение позволит значительно повысить поме- хоустойчивость и целостность принимаемых сигналов, улучшить достоверность определе- ния местоположения, скорости и времени. Кроме того, представленный алгоритм способен расширить возможности функционирования навигационных систем в условиях противодействия и создать основу для развития автономных систем управления, включая беспилотные летательные аппараты и транспортные средства. Список литературы 1. Вейцель А.В., Вейцель В.А., Татарников Д.В. Аппаратура высокоточного позиционирования по сигналам глобальных навигационных спутниковых систем: Высокоточные антенны. Специальные методы повышения точности позиционирования. М.: изд-во МАИ-Принт, 2010. 368 с. 2. Morton Y.J., Spilker J.J.Jr., Parkinson B.W., Lo S., Gao G. Position, Navigation, and Timing Technologies in the 21st Century: Integrated Satellite Navigation, Sensor Systems, and Civil Applications. Wiley-IEEE Press, 2021, vol. 1, 1168 р. 3. Fernandez-Prades C., Arribas J., Closas P. Robust GNSS receivers by array signal processing: theory and implementation. Proc. IEEE, 2016, vol. 104, no. 6, pp. 1207–1220. doi: 10.1109/JPROC.2016.2532963. 4. Jie W., Feiqiang C., Zukun L., Gang O. et al. GNSS array receiver faced with overloaded interferences. J. of Systems Eng. and Electronics, 2022, vol. 34, no. 2, pp. 335–341. doi: 10.23919/jsee.2022.000072. 5. Zhang J., Cui X., Xu H., Lu M. A two-stage interference suppression scheme based on antenna array for GNSS jamming and spoofing. Sensors, 2019, vol. 19, no. 18, art. 3870. doi: 10.3390/s19183870. 6. Dong K., Zhang Z., Xu X. A hybrid interference suppression scheme for global navigation satellite systems. Proc. Int. Conf. WCSP, 2017, pp. 1–7. doi: 10.1109/WCSP.2017.8170907. 7. Trong T.H., Nam N.D., Hung T.V. DOA estimation based on LSTM neural network with uniform linear antenna array. The University of Danang - J. of Sci. and Tech., 2022, vol. 20, no. 6.2, pp. 19–24. doi: 10.31130/ud-jst.2022.098ICT. 8. Van Trees H.L. Optimum Array Processing: Part IV of Detection, Estimation, and Modulation Theory. Wiley-Interscience Publ., 2002, 1472 p. 9. Smihily S., Rifi M. Direction of arrival estimation in smart Antenna for tracking system. ITM Web Conf., 2023, vol. 52, no. 10, art. 03001. doi: 10.1051/itmconf/20235203001. 10. Liu Z.-M., Zhang C., Philip S.Y. Direction-of-arrival estimation based on deep neural networks with robustness to array imperfections. IEEE Transactions on Antennas and Propagation, 2018, vol. 66, no. 12, pp. 7315–7327. doi: 10.1109/TAP.2018.2874430. 11. Cao W., Ren W., Zhang Z. et al. Direction of arrival estimation based on DNN and CNN. Electronics 2024, 2024, vol. 13, no. 19, art. 3866. doi: 10.3390/electronics13193866. References 1. Veitsel, A.V., Veitsel, V.A., Tatarnikov, D.V. (2010) High-Precision Positioning Equipment Based on Global Navigation Satellite System Signals: High-Accuracy Antennas. Special Methods for Enhancing Positioning Accuracy. Moscow, 368 p. (in Russ.). 2. Morton, Y.J., Spilker, J.J.Jr., Parkinson, B.W., Lo, S., Gao, G. (2021) Position, Navigation, and Timing Technologies in the 21st Century: Integrated Satellite Navigation, Sensor Systems, and Civil Applications. Wiley-IEEE Press, 1, 1168 р. 3. Fernandez-Prades, C., Arribas, J., Closas, P. (2016) ‘Robust GNSS receivers by array signal processing: theory and implementation’, Proc. IEEE, 104(6), pp. 1207–1220. doi: 10.1109/JPROC.2016.2532963. 4. Jie, W., Feiqiang, C., Zukun, L., Gang, O. et al. (2022) ‘GNSS array receiver faced with overloaded interferences’, J. of Systems Eng. and Electronics, 34(2), pp. 335–341. doi: 10.23919/jsee.2022.000072. 5. Zhang, J., Cui, X., Xu, H., Lu, M. (2019) ‘A two-stage interference suppression scheme based on antenna array for GNSS jamming and spoofing’, Sensors, 19(18), art. 3870. doi: 10.3390/s19183870. 6. Dong, K., Zhang, Z., Xu, X. (2017) ‘A hybrid interference suppression scheme for global navigation satellite systems’, Proc. Int. Conf. WCSP, pp. 1–7. doi: 10.1109/WCSP.2017.8170907. 7. Thanh, T.H., Nam, N.D., Hung, T.V. (2022) ‘DOA estimation based on LSTM neural network with uniform linear antenna array’, The University of Danang - J. of Sci. and Tech., 20(6.2), pp. 19–24. doi: 10.31130/ud-jst.2022.098ICT. 8. Van Trees, H.L. (2002) Optimum Array Processing: Part IV of Detection, Estimation, and Modulation Theory. Wiley-Interscience Publ., 1470 p. 9. Smihily, S., Rifi, M. (2023) ‘Direction of arrival estimation in smart Antenna for tracking system’, ITM Web Conf., 52(10), art. 03001. doi: 10.1051/itmconf/20235203001. 10. Liu, Z.-M., Zhang, C., Philip, S.Y. (2018) ‘Direction-of-arrival estimation based on deep neural networks with robustness to array imperfections’, IEEE Transactions on Antennas and Propagation, 66(12), pp. 7315–7327. doi: 10.1109/TAP.2018.2874430. 11. Cao, W., Ren, W., Zhang, Z. et al. (2024) ‘Direction of arrival estimation based on DNN and CNN’, Electronics 2024, 13(19), art. 3866. doi: 10.3390/electronics13193866. |
| Постоянный адрес статьи: http://www.swsys.ru/index.php?page=article&id=5183 |
Версия для печати |
| Статья опубликована в выпуске журнала № 3 за 2025 год. [ на стр. 417-425 ] |
Статья опубликована в выпуске журнала № 3 за 2025 год. [ на стр. 417-425 ]
Возможно, Вас заинтересуют следующие статьи схожих тематик:Возможно, Вас заинтересуют следующие статьи схожих тематик:



