На правах рекламы:
ISSN 0236-235X (P)
ISSN 2311-2735 (E)

Авторитетность издания

ВАК - К1
RSCI, ядро РИНЦ

Добавить в закладки

Следующий номер на сайте

2
Ожидается:
16 Июня 2024

В Российском государственном университете нефти и газа им. И.М. Губкина рассмотрены проблемы эксплуатации программных комплексов моделирования режимов трубопроводных систем на основе данных телеизмерений при оперативном диспетчерском управлении.

24.02.2021

Неотъемлемой составляющей проектирования, реконструкции, планирования и управления трубопроводных систем (ТС) является моделирование режимов. В области оперативного диспетчерского управления наиболее востребованными являются модели, использующие в качестве исходных данные телеизмерений (ТИ) режимных параметров, в том числе поступающие в режиме реального времени. В этом случае моделируемый режим отражает фактическое состояние технологического процесса и результаты расчетов могут быть использованы для принятия оперативных решений по управлению. Об актуальности разработки таких моделей свидетельствуют принятые на уровне организаций стандарты, регламентирующие требования к онлайн-моделированию режимов.

В практике моделирования режимов ТС, в частности, газотранспортных и нефтетранспортных систем, наибольшее распространение получили гидравлические модели. Они основаны на физических законах сохранения и в случае нестационарных процессов описываются системами дифференциальных уравнений в частных производных. Решение таких систем само по себе является достаточно сложной вычислительной задачей, и для этого используются специализированные программно-вычислительные комплексы (ПВК).

В то же время адекватность моделей онлайн-режимов определяется не столько точностью численных методов решения уравнений, сколько погрешностью данных ТИ, несоответствием паспортных параметров объектов их фактическим значениям, некорректным решением задач настройки (адаптации) моделей к замерам и другими факторами.

Этими факторами вкупе со сложностью самих моделей объясняется отсутствие стандартизированного программного решения по онлайн-моделированию режимов на предприятиях, эксплуатирующих газотранспортные и нефтетранспортные системы нашей страны. Большинство эксплуатируемых на сегодняшний день ПВК моделирования ориентированы на проведение сценарных расчетов в ручном режиме. Их возможности по интеграции с внешними системами для загрузки ТИ ограничены поддержкой одного-двух протоколов и форматов взаимодействия без возможности расширения. В эксплуатируемых ПВК не решены задачи организации единого и автономного вычислительных процессов, охватывающих подготовку данных ТИ для использования в модели, непосредственно моделирование режимов, оценку адекватности результатов и адаптацию модели. Кроме того, модель онлайн-режима является основой для решения целого ряда режимно-технологических задач, таких как прогнозирование хода технологического процесса, расчет аналитических показателей, характеризующих функционирование ТС, расчет оптимальных управляющих воздействий и т.д. Современные ПВК ограничены в возможностях организации вычислений на основе онлайн-моделей и в основном не поддерживают расширения набора решаемых режимно-технологических задач.

Подробное описание дается в статье «Разработка вычислительной среды моделирования режимов газотранспортных систем на основе данных телеизмерений», автор Голубятников Е.А. (Российский государственный университет нефти и газа (национальный исследовательский университет) им. И.М. Губкина, г. Тверь).