На правах рекламы:
ISSN 0236-235X (P)
ISSN 2311-2735 (E)

Авторитетность издания

ВАК - К1
RSCI, ядро РИНЦ

Добавить в закладки

Следующий номер на сайте

2
Ожидается:
16 Июня 2024

В Центре визуализации и спутниковых информационных технологий НИИСИ РАН исследовались методы освещения трехмерных объектов.

01.02.2017

Тренажерно-обучающая система оператора сложной технической системы (далее ТОС) – техническое средство для исследований и подготовки операторов сложных технических систем, отвечающее требованиям методик подготовки, обеспечивающее получение знаний, навыков и умений, реализующее модель таких систем и осуществляющее контроль над действиями обучаемого. ТОС могут применяться для формирования индивидуальных профессиональных навыков и умений, а также для отработки групповых операций.

Подсистема визуализации ТОС обеспечивает отображение результатов моделирования внешней среды и объекта управления с помощью устройств отображения информации. Воспроизведение визуальной картины должно быть с достаточно подробным содержанием, позволяющим операторам ТОС успешно выполнять поставленные задачи. Важную роль в достижении реалистичности отображаемой сцены играет освещение.

Для корректного освещения трехмерной сцены, как правило, требуется значительное количество источников света. При традиционном (forward rendering) подходе расчет освещения производится следующим образом: для каждой вершины в трехмерной сцене и каждого пикселя конечного изображения, выводимого на экран, последовательно производится расчет влияния каждого источника света в сцене, то есть этапы расчета освещения и геометрической обработки выполняются для каждого пикселя. Кроме того, расчеты производятся даже для скрытых и перекрывающихся поверхностей, а также для тех пикселей, которые могут не попасть в итоговое изображение. Соответственно, при большом количестве источников света производительность подсистемы визуализации может быть существенно снижена.

Одним из решений данной проблемы является применение методов так называемой отложенной визуализации, например, отложенного освещения, основная идея которого в отделении этапа геометрической обработки от этапа освещения трехмерной сцены. Прорисовка изображения осуществляется в четыре этапа: геометрическая обработка, освещение, постобработка и заключительный этап. Вся геометрия сцены прорисовывается один раз, при этом информация о цвете, нормалях и глубине прорисовки для каждого пикселя сохраняется в промежуточный G-Buffer, который используется на последующих этапах прорисовки. Далее с использованием сохраненной в G-Buffer информации производится расчет освещения. Затем итоговое изображение копируется в кадровый буфер.

Подробное описание дается в статье «Отображение трехмерных объектов с использованием кластерной визуализации», авторы: Гиацинтов А.М., Мамросенко К.А. (Центр визуализации и спутниковых информационных технологий НИИСИ РАН, Москва).