ISSN 0236-235X (P)
ISSN 2311-2735 (E)

Публикационная активность

(сведения по итогам 2018 г.)
2-летний импакт-фактор РИНЦ: 0,678
2-летний импакт-фактор РИНЦ без самоцитирования: 0,541
Двухлетний импакт-фактор РИНЦ с учетом цитирования из всех
источников: 1,047
5-летний импакт-фактор РИНЦ: 0,460
5-летний импакт-фактор РИНЦ без самоцитирования: 0,389
Суммарное число цитирований журнала в РИНЦ: 7170
Пятилетний индекс Херфиндаля по цитирующим журналам: 310
Индекс Херфиндаля по организациям авторов: 412
Десятилетний индекс Хирша: 19
Место в общем рейтинге SCIENCE INDEX за 2018 год: 303
Место в рейтинге SCIENCE INDEX за 2018 год по тематике "Автоматика. Вычислительная техника": 10

Больше данных по публикационной активности нашего журнале за 2008-2018 гг. на сайте РИНЦ

Добавить в закладки

Следующий номер на сайте

1
Ожидается:
16 Марта 2020

В Тверском государственном техническом университете, совместно с ЗАО «Элвис-НеоТек», технопарк «Зеленоград» исследованы структура и виды представлений агента о ситуации целеустремленного состояния; формализована модель выбора на основе субъективных представлений о реальности.

09.09.2015

Человек живет и действует в объективно существующем мире в соответствии со своими представлениями о предметной области, своих действиях, целях и результатах, демонстрируя тем самым так называемое активное поведение. В основе любого акта мышления при формировании представлений лежит индивидуальное мышление человека (в дальнейшем – агента), подчиненное логическим и психологическим закономерностям.

Первая гипотеза: способ действия и поведение, творчество, обучение и научение определяются некоторым набором программ, который каждый агент формирует для себя. Эти программы позволяют решать с различной степенью эффективности определенные задачи и достигать желаемых результатов. Основой их формирования являются представления агента о компонентах ситуации выбора, которые следует рассматривать как модели, и его способность формировать такие модели. С их помощью агент осуществляет взаимодействие с окружающим миром путем внутреннего программирования на языке описания представлений. Функциональное назначение представлений – получить возможность моделировать результаты в зависимости от выбираемых действий и состояния внешней среды. Выводы, которые делаются на их основе, формируют у агента состояние убежденности, в котором он выполняет субъективные оценки степени полезности моделей-представлений.

Вторая гипотеза: агент познает реальность только с помощью им же созданных моделей при данном уровне своих знаний. В ситуации неполной информации, знания или дефицита времени он строит модели, исходя из правдоподобных предпосылок. Комплекс таких предпосылок, идей, взглядов, образующих гипотетическую концепцию агента, объясняющих явления и процессы или связи между ними в конкретной ситуации выбора, будем называть представлениями или субъективной моделью агента предметной области. Представление имеет гипотетико-дедуктивную структуру. Гипотезы выступают как попытки разрешить проблемы, дедукция позволяет проверить содержание гипотез фактами. Таким образом, можно сделать следующие выводы:

− истинность гипотез нельзя доказать средствами представлений, но степень уверенности в их полезности можно повысить, используя средства фальсификации (опровержения);

− по законам дедукции из гипотез выводят предложения, которые можно сопоставить с фактами;

− сопоставление с фактами дает два результата: либо предложения не противоречат фактам, в таком случае представления считаются полезными, либо предложения субъективной теории опровергаются, в таком случае субъективная модель предметной области агента считается ложной и либо отвергается, либо корректируется.

Если результат, полученный от исполнения решения, сформированного на основе субъективных представлений агента, не соответствует его ожиданиям, он реализует немонотонный процесс пересмотра убеждений, который предполагает изъятие ошибочной предпосылки и/или введение новой. Новые убеждения появляются в связи с поступлением информации, получаемой от системы мониторинга трех миров: мира объектов (наблюдения, эксперимент), мира субъектов (коммуникация, наблюдение) и мира объективного знания, который порожден первым и вторым мирами, но существует независимо от них. Для повышения степени убежденности в истинности предпосылок и уверенности в предполагаемых результатах агент использует различные процедуры повышения своей информированности.

Подробное описание дается в статье «Формирование представлений агента о предметной области в ситуации выбора», авторы: Виноградов Г.П., Шматов Г.П.(Тверской государственный технический университет, Тверь), Борзов Д.А. (ЗАО «Элвис-НеоТек», технопарк «Зеленоград», Москва).