На правах рекламы:
ISSN 0236-235X (P)
ISSN 2311-2735 (E)

Авторитетность издания

ВАК - К1
RSCI, ядро РИНЦ

Добавить в закладки

Следующий номер на сайте

2
Ожидается:
16 Июня 2024

В Военном институте дополнительного профессионального образования ВУНЦ ВМФ «Военно-морская академия» рассматривались возможности и недостатки, выявленные в процессе жизненного цикла тренажера «Племя-С», свойственные и другим связным тренажерам, используемым в военно-морских учебных заведениях.

27.05.2015

Современные системы вооружения относятся к сложным человеко-машинным системам и являются сегодня не только возможным, но и периодически появляющимся источником техногенных аварий и катастроф. Причины дестабилизации человеко-машинных систем разные, но однозначно можно утверждать, что одной из основных является противоречие между усложняющейся техникой и неизменными возможностями человека, что приводит к значительному увеличению влияния «человеческого фактора» на общую надежность таких систем.

Сегодня среди задач повышения качества образовательного процесса одними из важнейших являются разработка и обеспечение военных учебных заведений и флотов современными учебно-тренировочными средствами (УТС). Актуальность этого подтверждена рядом научных работ, выполненных в интересах Военно-морского флота (ВМФ). В связи с этим обоснование и разработка облика перспективных УТС и путей развития существующей учебно-материальной базы, используемой для подготовки специалистов связи ВМФ, своевременны и актуальны.

Тренажерная техника для подготовки корабельных связистов в военно-морских учебных заведениях достаточно эффективно используется с 70-х гг. ХХ века. В Высших специальных офицерских классах ВМФ (г. Санкт-Петербург) были разработаны аппаратные тренажеры «Ручеек», «Радиотелеграфист», «Связист», «Сигнальщик», которые длительное время использовались для подготовки операторов слуховой радиотелеграфной и сигнальной связи. Комплексный тренажер «Глобус» позволял отрабатывать действия личного состава боевых частей связи подводных лодок (ПЛ) и узлов связи флотов с использованием учебных образцов техники. Данный тренажер широко применялся в учебных заведениях ВМФ до середины 80-х гг. прошлого столетия.

Известно, что аппаратные тренажеры обладают высокой надежностью, но имеют узкую функциональную направленность и низкий модерни- зационный потенциал. C 90-х годов развитие тренажерной техники тесно связано с внедрением электронно-вычислительной техники (ЭВТ) в моделирующие устройства тренажеров с последующим формированием автоматизированных рабочих мест обучающихся (АРМО) и руководителя обучения на базе ЭВМ.

Первым комплексным тренажером на базе ЭВТ, позволяющим имитировать процессы радиообмена ПЛ с узлами связи, стал имитационный тренажер «Посейдон», в состав которого были интегрированы лицевые панели пультов управления техникой и оконечная аппаратура связи.

Подробное описание дается в статье «Облик перспективных тренажеров корабельных связистов», авторы: Сергеев В.В., Родионов А.В., Пучко Е.В. (Военный институт дополнительного профессионального образования ВУНЦ ВМФ «Военно-морская академия», Санкт-Петербург).