На правах рекламы:
ISSN 0236-235X (P)
ISSN 2311-2735 (E)

Авторитетность издания

ВАК - К1
RSCI, ядро РИНЦ

Добавить в закладки

Следующий номер на сайте

2
Ожидается:
16 Июня 2024

В Сибирском государственном аэрокосмическом университете им. академика М.Ф. Решетнева совместно с Ульмским университетом исследована проблема обработки голосовых сигналов в процессе человеко-машинной коммуникации.

11.02.2015

Качество распознавания устной речи интеллектуальными диалоговыми системами (ИДС) стремительно повышается, однако использование ИДС в повседневной жизни затруднено в связи с предъявляемыми к ним требованиями. Диалоговая система должна не просто отвечать на вопросы шаблонными фразами, но и вести беседу на естественном языке, подстраиваясь под пользователя.

Сфера применения ИДС обширна: автоматизированные службы поддержки, системы диагностирования и проверки знаний, индустрия развлечений и т.д. При этом ориентация на конечного пользователя является ключевым моментом в процессе взаимодействия системы и человека: пол, возраст, эмоциональные особенности личности определяют формат ответа, синтезируемый ИДС.

Распознавание пользователя ИДС, его эмоционального состояния, других персональных черт и т.п. осуществляется на основе акустических характеристик голосового сигнала. При этом количество извлекаемых из звукозаписи параметров достигает нескольких сотен, что затрудняет работу привлекаемых алгоритмов (ввиду взаимной корреляции признаков, их зашумленности).

Поэтому важной задачей в процессе идентификации пользователя и его персональных характеристик (в том числе эмоций) является извлечение информативной системы признаков, используемых в дальнейшем алгоритмами распознавания.

Подробное описание дается в статье «Система автоматического извлечения информативных признаков для распознавания эмоций человека в речевой коммуникации», авторы: Брестер K.Ю., Семенкин Е.С. (Сибирский государственный аэрокосмический университет им. академика М.Ф. Решетнева, г. Красноярск), Сидоров М.Ю. (Ульмский университет, Ульм, Германия).