На правах рекламы:
ISSN 0236-235X (P)
ISSN 2311-2735 (E)

Авторитетность издания

ВАК - К1
RSCI, ядро РИНЦ

Добавить в закладки

Следующий номер на сайте

2
Ожидается:
16 Июня 2024

В Вологодском государственном техническом университете выделены проблемы в сфере функционирования крупных адаптивных информационных систем, а также основные требования.

27.05.2014

 В настоящее время необходимы системы, способные адаптироваться под возникающие к их функционированию требования. В некоторых случаях нужно адаптировать работу системы при минимальном вмешательстве человека или без такового вообще. В сфере функционирования крупных адаптивных информационных систем важной является проблема внутреннего взаимодействия компонентов, обусловленная наличием больших объемов неупорядоченной разнородной информации.
 Адаптивные информационные системы позволяют динамически учитывать предоставляемые персональные требования пользователей, перераспределять рабочие процессы между компонентами системы, реагировать на возникающие проблемные ситуации, более эффективно использовать ресурсы системы.
 Обозначим алгоритм взаимодействия информационной системы с пользователем, а также ее структуру. Выделим три сегмента в системе: административный и сервис-агентный сегмент, интеллектуальный сегмент, сегмент оперирования данными.
 Административный и сервис-агентный сегмент включает в себя инструменты администрирования БЗ, БД, агента мониторинга, агента БЗ, агента пользователя, агента БД, сервис формирования запрашиваемых данных, сервис извлечения данных, сервис поиска и накопления данных, сервис доступа к данным, сервис сбора данных о рабочем процессе. Интеллектуальный сегмент включает БЗ, агента управления, модуль управления сервисами, сервис адаптации, агента адаптации, а сегмент оперирования данными – интерфейс пользователя.
 В процессе работы системы от пользователя поступает воздействие с последующим запуском соответствующих процессов по обработке данных. В ситуации, связанной с принятием определенного рода решения и получением информации из БЗ, осуществляется взаимодействие с интеллектуальным сегментом. Выполняются вызов соответствующего сервиса с передачей данных, описывающих текущее состояние системы, а также запрос, который должна выполнить интеллектуальная подсистема. Механизм логического вывода информации реализуется с помощью разноцелевых сервисов и агентов. Поиск решения сервисом или агентом основывается на входных данных и информации, хранящейся в БЗ, которая модифицируется экспертом через модуль управления БЗ и включает в себя базы правил, факты, информацию, описывающую интерпретацию фактов. Данный модуль также выполняет такие функции, как контроль непротиворечивости системы правил и контроль правильности ввода новых знаний.
 При рассмотрении структуры адаптивной информационной системы стоит уделить внимание сегменту, содержащему набор разноцелевых агентов, а также моделированию их взаимодействия. Далее более детально разберем агентную составляющую информационной системы, включающую агентов-исполнителей: агента мониторинга, агента БЗ, агента пользователя, агента БД, агента адаптации, а также агента управления. Агент управления осуществляет координацию работы подчиненных ему агентов, постановку задач. Среди функций агентов-исполнителей можно выделить сбор необходимой информации и ее подготовку.
 Подробное описание дается в статье «Моделирование взаимодействия агентов в многоагентной системе с помощью цветных сетей петри и нечеткой логики», автор Владимиров А.В. (Вологодский государственный технический университет, Вологда).