На правах рекламы:
ISSN 0236-235X (P)
ISSN 2311-2735 (E)

Авторитетность издания

ВАК - К1
RSCI, ядро РИНЦ

Добавить в закладки

Следующий номер на сайте

2
Ожидается:
16 Июня 2024

В Ракетно-космической корпорации «Энергия» им. С.П. Королева, г. Королев, совместно с Донским филиалом Центра тренажеростроения разработана автоматизированная система планирования Российского сегмента МКС.

28.10.2013

Организация управления космическим полетом осуществляется на основе глубоко проработанного плана деятельности экипажа и функционирования наземного и бортового комплексов. Процесс разработки планов полета имеет неоднократные итерации и осуществляется с помощью автоматизированной системы планирования. В 2012 году начата эксплуатация модернизированной системы планирования Российского сегмента (РС) Международной космической станции (МКС), которая учитывает все особенности организации планирования, контроля и управления деятельностью экипажей и наземного персонала космического комплекса, позволяет оперативно реагировать на отклонения от запланированного и совершенствовать процесс планирования, учитывая опыт предыдущих планов.
Эффективность реализации программы полета в значительной мере зависит от качества разработки плана полета, учета имеющихся ограничений по ресурсам, условий и требуемой последовательности выполнения полетных операций. У российских специалистов и зарубежных партнеров имеются достаточный опыт и инструментальные средства для решения данной задачи. Однако в силу значительного увеличения объема выполняемых на борту МКС задач, увеличения численности экипажа, а также необходимости повы- шения оперативности изменения планов (в частности, при возникновении ситуаций, требующих перепланирования) стала актуальной задача создания новой автоматизированной системы планирования полета (АСП) РС МКС.
При создании новой АСП РС МКС учитывались следующие особенности формирования планов космического полета:
- большое количество планируемых полетных операций (за последние 10 лет оно увеличилось в несколько раз и в настоящее время составляет десятки тысяч);
- значительное количество направлений планируемых работ (операции, выполняемые членами экипажа и без их участия, обслуживание бортовой аппаратуры, выполнение космических экспериментов, медицинских исследований и др.);
- большое количество факторов, влияющих на эффективность формируемого плана; часть этих факторов невозможно предусмотреть заранее в полном объеме, что исключает возможность формализации и построения программных процедур автоматического формирования плана полета;
- необходимость учета множества ограничений, связанных с обеспечением заданной последовательности выполнения отдельных процедур, несовместимости (невозможности одновременного выполнения) некоторых операций, а также учета баллистических параметров полета, зон радиовидимости наземных комплексов управления и др.;
- необходимость учета разноплановых требований специалистов главной оперативной группы управления (ГОГУ) полетом, осуществляющих отработку методики и подготовку реализации задач полета по соответствующим направлениям.

Подробное описание дается в статье «Автоматизированная система планирования полета российского сегмента международной космической станции», авторы: Станиловская В.И., Беляев А.М. (Ракетно-космическая корпорация «Энергия» им. С.П. Королева, г. Королев), Потоцкий С.И., Козлечков А.Г., Колокольцева О.М., Будникова Т.С. (Донской филиал Центра тренажеростроения, г. Новочеркасск).