На правах рекламы:
ISSN 0236-235X (P)
ISSN 2311-2735 (E)

Авторитетность издания

ВАК - К1
RSCI, ядро РИНЦ

Добавить в закладки

Следующий номер на сайте

2
Ожидается:
16 Июня 2024

В Оренбургском государственном университете совместно с Московским авиационно-технологическим университетом им. К.Э. Циолковского построена многоуровневая модель системы дистанционного обучения, проанализированы характеристики и приведен алгоритм для повышения эффективности использования имеющихся ресурсов с целью улучшения качества предоставления услуг в распределенных информационных системах дистанционного обучения

28.12.2012

В образовательном процессе все большее применение находят тренажерно-обучающие системы и спутниковые информационные технологии. Особенно это касается такого активно развивающегося направления, как дистанционное обучение (ДО). Таким образом, возникает потребность в создании систем, позволяющих организовывать и регулировать этот процесс, – систем ДО (СДО). Они представляют собой достаточно сложный в организационно-техническом плане механизм, включающий несколько подзадач, основными из которых являются управление потоками данных и внутренним документооборотом и обеспечение безотказной и безопасной для внешних пользователей точки входа в интерактивную среду обучения.

Ключевыми показателями эффективности работы таких систем являются время отклика и скорость получения необходимой информации при обращении к ее источнику. Причем наиболее уязвимыми с точки зрения временных задержек и скорости обработки запросов являются внешние пользователи. Это обусловлено использованием большинством систем интернет-ориентированной архитектуры клиентских приложений. Образовательные интернет-порталы, с одной стороны, являются достаточно эффективным средством для обеспечения обучающихся необходимой информацией, с другой – требуют поддерживать ее постоянную доступность.

В Оренбургском государственном университете (ОГУ) с 1998 года ведутся работы по развитию собственной СДО. За это время разработаны подсистемы автоматизации задач организационно-методического и программно-технического сопровождения ДО. Активное развитие внутренней телекоммуникационной инфраструктуры и обеспечение вуза каналами связи с сетью Интернет потребовали глобальной доступности СДО. Прежде всего это отразилось на системе контроля знаний, переводимой в режим работы реального времени, а также на создании информационного ресурса СДО ОГУ (www.cde.osu.ru). Была создана электронная библиотека, за счет расширения каналов связи конечным пользователям предоставляется удаленный доступ к ее ресурсам. Все это позволяет рассматривать СДО как распределенную информационную систему.

Дальнейшим развитием интерактивных интернет-ресурсов является видеопортал ДО. Подсистема интернет-трансляций и вебинаров совместно с архивом видеозаписей обеспечивает взаимодействие преподавателя и студентов на новом уровне – интерактивной обратной связи.

Расширение применения информационных ресурсов для внешних пользователей в распределенной СДО привело к повышению нагрузки на оборудование и каналы связи. С целью анализа эффективности использования имеющейся архитектуры программных продуктов и предотвращения перегрузки оборудования авторами проведено исследование использования внешних подсистем СДО ОГУ.

Подробное описание дается в статье «Распределение ресурсов в информационной системе дистанционной поддержки образовательного процесса», авторы: Болодурина И.П., Парфёнов Д.И. (Оренбургский государственный университет), Решетников В.Н. (Московский авиационно-технологический университет им. К.Э. Циолковского).