На правах рекламы:
ISSN 0236-235X (P)
ISSN 2311-2735 (E)

Авторитетность издания

ВАК - К1
RSCI, ядро РИНЦ

Добавить в закладки

Следующий номер на сайте

2
Ожидается:
16 Июня 2024

Статьи из выпуска № 3 за 2013 год.

Упорядочить результаты по:
Дате публикации | Заголовку статьи | Авторам

1. Основы разработки и создания интегрированных учебно-тренажерных комплексов для оснащения центров подготовки специалистов по управлению динамическими объектами [№3 за 2013 год]
Авторы: Шукшунов В.Е., Янюшкин В.В.
Просмотров: 12385
Рассматриваются задачи разработки и создания интегрированных учебной и тренажерной баз на основе перспективных технологий, виртуализации и центров обработки данных для интеграции единого комплекса, создания информационного полигона для проведения тренировок и занятий, осуществления непрерывного процесса подготовки специалистов по управлению динамическими объектами. Множество разработанных поколений тренажеров, имею-щих различные пользовательские и программные интерфейсы,территориально расположенные в разных помещени-ях и зданиях учебного центра, довольно трудно контролировать, как и осуществлять управление при все возрастаю-щей сложности задач подготовки специалистов. При этом актуальными задачами являются проектирование и одно-кратная разработка такой системы или комплекса, который может быть неоднократно модернизирован и использован как изделие двойного или тройного назначения, к примеру, для начальной подготовки и ознакомления обучаемых, тренажерной подготовки специалистов и восстановления навыков с использованием руководства обучением или записанных ранее занятий. Синтез передовых информационных технологий, многолетнего опыта разработки космических тренажеров и актуальных задач подготовки экипажей пилотируемых космических аппаратов позволит создать теоретические, а потом и практические основы проектирования технических средств подготовки специалистов нового поколения.

2. Организация единого информационного пространства тренажеров и тренажерно-моделирующих комплексов с использованием распределенной сетевой среды моделирования СОТА [№3 за 2013 год]
Авторы: Теренько Г.А., Янюшкин В.В.
Просмотров: 8676
Представлен вариант решения задачи объединения и организации взаимодействия специализированного про-граммного обеспечения тренажеров, тренажерных систем и комплексов в едином информационном пространстве на основе разработанной распределенной сетевой среды моделирования. Подробно рассмотрены принципы построения, архитектура и возможности распределенной сетевой среды моделирования СОТА. Описаны этапы создания трена-жерных систем и комплексов на базе этой среды. Использование системы распределенного моделирования при раз-работке систем различной сложности обеспечит их легкую интеграцию, модернизацию и дальнейшее обслуживание, а четкое разбиение на составные части – узлы, объединенные в локальную вычислительную сеть, отделить функцио-нальные возможности. К примеру, в морском тренажере узел моделирования тактической обстановки будет модели-ровать поведение объектов, узел моделирования объекта-носителя – бортовые системы и устройства, узел моделиро-вания метеорологической обстановки – погоду и окружающую среду, а узел управления тренажером будет осущест-влять контроль и управление ходом тренировки. Каждый из узлов, являясь виртуальным сервером, расположен на физическом сервере и объединен посредством транспорта СОТА через локальную сеть с набором рабочих мест и со-держимым баз данных.

3. Формализация задачи обучения персонала средствами систем имитации визуальной обстановки [№3 за 2013 год]
Авторы: Чуланов А.О., Бондарь Е.М., Шабуров Д.В.
Просмотров: 10113
Представлена формализация задачи обучения персонала средствами систем имитации визуальной обстановки, описывающая подход, использованный специалистами Центра тренажеростроения (г. Москва) при создании средств подготовки космонавтов к проведению работ на борту Международной космической станции. Описаны базовые подходы к использованию систем имитации визуальной обстановки при подготовке персонала. Определен основной перечень задач, решаемых в процессе создания виртуальных тренажеров, введен способ описания сценариев демонстрации материалов обучения с привязкой к терминам систем виртуальной реальности. Приведена модель интерактивного взаимодействия обучаемого с системой и определен способ сохранения результатов работы обучаемого и механизмов проверки его работы на основе контрольных сценариев. Кроме того, описаны подходы к выявлению ошибок в действиях обучаемого и определен способ привязки результатов деятельности обучаемого к данным математического моделирования процессов управления.

4. Использование технологий виртуализации вычислительных и графических серверов при проектировании тренажеров, тренажерно-моделирующих комплексов и систем обучения операторов [№3 за 2013 год]
Автор: Янюшкин В.В.
Просмотров: 12043
В статье рассматриваются существующие подходы к разработке систем, проблемы, недостатки и пути решения с использованием новых серверных технологий и виртуализации. К недостаткам используемых решений следует отнести малую эффективность использования вычислительных ресурсов и невозможность оперативного перераспреде-ления задач и приложений в случаях нештатных ситуаций и выхода из строя отдельных узлов системы, что является крайне важной проблемой при проектировании высоконагруженных пользовательских систем оперативного контро-ля, мониторинга и обучения специалистов. Приводится описание передовой технологии NVIDIA VGX для использо-вания в актуальных задачах тренажеростроения при построении 3D-графики реального времени. Применение данной технологии предоставляет новые возможности при проектировании систем обучения и тренажеров с последующей виртуализацией не только процессорных вычислительных, но и графических ресурсов, что обеспечивает новый уро-вень мобильности пользователей и приложений, получающих данные расчета 3D-моделей на портативные компью-теры, а также параллельную работу множества удаленных пользователей. Предлагаемые компанией NVIDIA реше-ния объединяются в технологии центров обработки данных и облачных вычислений, которые можно использовать при разработке систем обучения и тренажеров нового поколения.

5. Применение теории нечетких множеств для задачи выбора альтернатив в условиях неопределенности [№3 за 2013 год]
Авторы: Погорелов А.С., Панфилов А.Н.
Просмотров: 12818
Описан подход к принятию решений в условиях неопределенности, основанный на методах теории нечетких множеств и предназначенный для применения в задачах принятия решений, которые формально представляются в терминах теории игр, а именно статистических игр. При этом задача должна быть представлена в форме матрицы решений с указанием множеств всех возможных альтернатив ивозможных состояний рассматриваемой системы, значений показателя эффективности, а также распределения вероятностей состояний системы. Данный подход явля-ется альтернативой известным критериям принятия решений, используемым в задачах статистических игр, таким, как критерий Байеса, критерии максимизации вероятности и минимума дисперсии, модальный критерий и др. Отли-чительной особенностью рассматриваемого подхода является то, что при формировании матрицы решений эксперт может указывать не точные численные значения показателя эффективности, а словесные описания в виде фраз на ес-тественном языке. Это достигается за счет использованияв качестве значений оценочного функционала нечетких множеств со своими функциями принадлежности. Введениеметодов теории нечетких множеств позволяет упростить процесс экспертной оценки и улучшить качество принимаемых решений.

6. Типовой состав и модули молодежного образовательного космоцентра [№3 за 2013 год]
Авторы: Шукшунов В.Е., Гапонов В.Е., Янюшкин В.В.
Просмотров: 9446
В статье рассматриваются типовой состав, модули образовательного космоцентра, их назначение и функциональные возможности. Рассмотрены образовательный модуль,обеспечивающий теоретическую и общекосмическую подготовку школьников и студентов, совмещенную с практической подготовкой на виртуальных и натурных космических и авиационных тренажерах, а также на интерактивных аналогах пилотируемых космических аппаратов, и научный модуль, предоставляющий обучаемым виртуальные тренажеры и наборы стендов для ознакомления с раз-личными экспериментами. Описаны состав интерактивных аналогов тренажерного модуля для их интеграции и перспективы развития образовательных космоцентров. В век наукоемких технологий молодежь будет стремиться получить дополнительное образование, а молодежные центры предложат им уникальные программы, которые одновременно являются образовательными, познавательными и развлекательными, если оборудование этих центров будет таким, что позволит реализацию инновационных технологий в образовании. Создание новых молодежных образова-тельных космоцентров в нашей стране и за рубежом наглядно показывает, как могут быть интегрированы наука, образование, воспитание и интересный досуг, а разработкатеоретических основ для проектирования таких объектов поможет систематизировать накопившийся опыт и привлечь новые идеи.

7. Особенности применения информационных технологий в молодежных образовательных космоцентрах [№3 за 2013 год]
Автор: Максимов А.С.
Просмотров: 9095
В современных условиях образование становится важнейшим фактором обеспечения конкурентоспособности страны. Важную роль в этом могут сыграть молодежные образовательные космоцентры. В статье рассмотрены ос-новные особенности применения современных информационных технологий в космоцентрах, показана их роль в системе дополнительного образования школьников и молодежи. Применение в этих центрах современных информа-ционных технологий обеспечивает использование компьютерной техники для представления информации в качестве средств творческого развития обучающихся, для автоматизации процессов контроля, тестирования и диагностики, для организации коммуникаций, а также интеллектуальныхвикторин и других мероприятий, повышающих мотива-цию обучающихся, степень удовлетворения их индивидуальных потребностей. Основными средствами, реализую-щими эти возможности, являются интерактивные аудиовизуальные стереокомплексы, комплексы оборудования мультимедийных компьютерных классов, виртуальный тренажер Международной космической станции и центра управления полетами, интерактивные аналоги пилотируемого транспортного космического корабля «Союз-ТМА», космического корабля «Восток» и поисково-спасательного вертолета, интегрирующий программно-технический комплекс, включающий вычислительную сеть, интегрированныйкомплекс обмена данными и интегрированную обучающую среду. В статье раскрыты состав, особенности и основные методы применения этих средств в системе молодежных образовательных космоцентров.

8. Обзор перспективных направлений развития электронного обучения в системах обучения операторов и образовательных космоцентрах [№3 за 2013 год]
Автор: Клюева О.А.
Просмотров: 13864
Рассматриваются актуальные направления развития электронного обучения, такие как массивные обучающие курсы, геймификация и социализация образовательных процессов, создание симуляторов, использование дополнен-ной реальности и мобильных устройств. Отдельно уделено внимание проблеме формирования учебного материала для использования в электронном образовании. Обозначенацелесообразность создания школьных сайтов. Рассмот-рены концепция использования LMS и LCMS, а также стандарты и спецификации для создания обучающих систем. Сегодняшняя тенденция создания космоцентров и использование в них инновационных образовательных технологий может стать значительным вкладом в развитие молодежных обучающих программ. Как показала практика работы первых космоцентров, в них возможно получение дополнительной теоретической подготовки по основам космонав-тики, системам управления пилотируемыми космическими аппаратами. При этом подготовка и предъявление вариан-тов учебно-методического материала должны отвечать набору требований, позволяющих максимально эффективно использовать возможности программно-технического комплекса. К таким требованиям можно отнести порядок фор-мирования материала, представления его обучаемым с использованием современных средств визуализации и вариан-тов проведения текущего контроля усвоения знаний и успеваемости. Объединение передовых идей электронного обучения в контексте разработки образовательного космоцентра может служить апробацией новых идей для после-дующего использования в системах обучения операторов по управлению сложными объектами и процессами.

9. Автоматизированная система планирования полета Российского сегмента международной космической станции [№3 за 2013 год]
Авторы: Станиловская В.И., Беляев А.М., Потоцкий С.И., Козлечков А.Г., Колокольцева О.М., Будникова Т.С.
Просмотров: 13372
Статья посвящена вопросам автоматизации процесса формирования, корректировки и согласования иерархиче-ски упорядоченной системы планов полета Международнойкосмической станции (МКС) на интервале экспедиции, недели и каждых суток полета. Программные средства автоматизированной системы планирования Российского сегмента МКС, разработанной с участием авторов, обеспечивают скоординированное планирование работы всех членов экипажа и функционирования систем наземного ибортового комплекса управления МКС. Средствами сис-темы создаются и планы полета транспортных космических кораблей. В статье рассматриваются вопросы структур-ного построения системы, создания базы данных полетныхопераций и планов различного уровня, а также построе-ния программного редактора, позволяющего производить формирование и корректировку планов, урегулирование конфликтных ситуаций, формирование комплексных полетных операций, представляющих группы работ с заданной последовательностью выполнения и временными интервалами между ними. При этом учитываются факторы, влияющие на эффективность разработки планов, и ограничения, связанные с организацией требуемой последова-тельности работ и обязательным наличием необходимых ресурсов. Описан оригинальный метод систематизации и кодирования полетных операций, позволяющий устанавливать соответствие между вариантами размещения опера-ций в различных версиях планов и проводить автоматизированное сравнение планов. Приведено описание разрабо-танного в составе системы планирования комплекса обмена и согласования планов с международными партнерами, которые участвуют в осуществлении полета МКС.

10. Многофункциональная информационная система поддержки действий экипажа [№3 за 2013 год]
Авторы: Душенко А.Г., Арестов Д.С., Котов А.Г., Горбачев Е.Б.
Просмотров: 7117
С учетом результатов анализа и исследования существующейсистемы методического обеспечения сформирова-ны цели, принципы, общая архитектура, функциональные особенности и основные требования к созданию новой многофункциональной информационной системы поддержки деятельности экипажей Российского сегмента МКС. Сценарием функционирования космического объекта является детальный план полета, создаваемый на каждый день с помощью распределенной международной системы планирования. Основной целью информационного обеспече-ния экипажа и наземной группы сопровождения является оперативное предоставление необходимой методической и управляющей информации в нужное время и на доступномтерминале. Для этого предложен проект модуля ин- терфейса пользователя, а именно механизм отображения ииспользования бортовых интерактивных инструкций по действиям экипажей на борту Российского сегмента МКС. Сформулированы требования этого приложения, создан и исследован в процессе космического эксперимента прототип. Применение технологий XML позволяет добиться ак-туальности предоставляемого контента на основе принципа единого источника информации. Виртуальные интерак-тивные руководства с широким использованием мультимедийной информации резко изменили восприятие и пони-мание предоставляемой информации. Интегрированность наземного и бортового комплексов многофункциональной информационной системы в корпоративную систему РКК «Энергия» позволила повысить уровень информационного обеспечения и эффективность деятельности космического комплекса в целом.

| 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | Следующая →