ISSN 0236-235X (P)
ISSN 2311-2735 (E)

Journal influence

Higher Attestation Commission (VAK) - К1 quartile
Russian Science Citation Index (RSCI)

Bookmark

Next issue

2
Publication date:
16 June 2024

The article was published in issue no. № 2, 1998
Abstract:
Аннотация:
Authors: () - , () - , () -
Ключевое слово:
Page views: 8014
Print version
Full issue in PDF (1.09Mb)

Font size:       Font:

Одним из важнейших направлений в информатизации здравоохранения России на ближайшие годы является создание государственной системы мониторинга здоровья населения [1]. В Тверской области ведутся такие работы – создается регистр здоровья населения области. В регистре предполагается объединить сведения о здоровье и заболеваниях каждого жителя области, а также об оказанных медицинских услугах. К регистру планируется подключение лечебных учреждений области.

Использование указанного регистра сулит значительные выгоды, в том числе:

· повышение качества оказания медицинской помощи, особенно при оказании экстренной медицинской помощи за счет наличия информации о пациенте,

· повышение контроля качества оказания медицинской помощи, в том числе со стороны органов здравоохранения и страховых компаний,

· более обоснованное по сравнению с имеющимся планирование развития здравоохранения Тверской области, что ведет к значительной экономии денежных средств,

· более обоснованное планирование развития всего народного хозяйства Тверской области за счет знаний о качестве здоровья всего населения и отдельных возрастных категорий.

Регистр здоровья должен обеспечить оперативный доступ к информации о каждом жителе области, а также выдачу обобщающих отчетов по информации регистра.

Работы по созданию регистра здоровья разбиваются на следующие пункты:

·  разработка содержания и формы представления сведений о жителе Тверской области (паспорт здоровья),

·  взаимоувязка регистра здоровья с уже существующими специализированными регистрами (застрахованного населения, венбольных, онкобольных, психбольных и т.д.), формами представления данных о диспансерных больных, о проведении вакцинации, а также с амбулаторными картами больных и историями болезни,

·  взаимоувязка регистра здоровья с уже имеющимися автоматизированными системами учета населения (ГАС "Выборы", системы учета в социальной сфере, в том числе в пенсионном обеспечении и т.д.),

·  разработка методов защиты информации и обеспечения конституционных прав гражданина России по сохранению врачебной тайны,

·  разработка интерфейсов между регистром здоровья и имеющимися системами автоматизации лечебных учреждений,

·  установка и наладка технического оборудования для ведения регистров (вычислительной техники и телекоммуникационного оборудования), установка и наладка системного программного обеспечения,

·  разработка и закупка программного обеспечения ведения регистра.

Создаваемая информационная система будет базироваться на глобальной вычислительной сети областного масштаба.

При этом предполагается, что программное обеспечение для работы с регистром здоровья позволит обрабатывать и данные специализированных регистров, что значительно сократит затраты на их ведение.

Основой регистра здоровья населения, его первичной ячейкой должен стать паспорт здоровья конкретного жителя Тверской области.

Вопросы содержимого паспорта здоровья конкретного жителя Тверской области и структуры расположения программно-технических средств регистра здоровья являются тесно увязанными друг с другом.

Критериями выбора здесь являются актуальность предоставляемой информации для лечения заболевания, особенно в условиях экстренной помощи, актуальность предоставляемой информации для проведения экономико-статистического анализа, стоимость воплощения того или иного подхода, скорость выборки информации, достоверность, надежность и безопасность хранимых данных.

Предполагается реализовать следующую схему распределения информации. В региональном центре регистра здоровья, расположенном в г. Твери, о каждом жителе области (и, возможно, о жителе любого региона, если он обслуживался в медицинских учреждениях области) содержатся сведения, необходимые для оказания экстренной медицинской помощи, эффективного начала лечения больного и проведения анализа общественного здоровья населения.

Все указанные данные передаются в региональный центр оперативно. Кроме того, периодически поступают детальные данные о жителях Тверской области, прежде всего пролечившихся в медицинских учреждениях.

В районных центрах и в г. Твери создаются свои локальные центры регистра здоровья.

Проблема передачи данных о больных особенно актуальна для тех лечебно-профилактических учреждений (ЛПУ), где возможности ЭВМ не позволяют накапливать информацию в течение многих лет. В региональном центре содержатся ссылки на местоположение первичной информации о пациенте (адрес ЛПУ или диспансера и т.д.). В некоторых случаях необходимая информация может быть оперативно получена при помощи использования глобаль- ной сети, в которую включен региональный центр.

Региональный центр должен функционировать круглосуточно. Что касается глобальной сети, то предполагается первоначально установить оперативную связь только между наиболее важными медицинскими учреждениями и региональным центром. С остальными узлами сети связь будет обеспечиваться в режиме электронной почты.

Определим содержание паспорта здоровья. Он должен состоять из нескольких блоков.

Первый блок – общие сведения. К ним прежде всего относятся:

· код пациента,

· сведения об удостоверении личности (паспорт, военный билет и т.д.),

· сведения о страховом полисе и компании, выдавшей его,

· сведения о прописке и месте временного (постоянного) проживания,

· фамилия, имя, отчество,

·год рождения,

·пол,

· сведения о семейном положении, включающие реквизиты ближайших родственников (мать, отец, сестра, брат),

·сведения о месте работы или учебы,

·социальное положение,

·особые сведения,

·сведения об инвалидности.

Второй блок – краткая медицинская информация о здоровье гражданина. К ней можно отнести:

· перечень перенесенных заболеваний с указанием сроков лечения и медицинского учреждения, его проводившего,

· перечень лекарственных и процедурных показаний и противопоказаний,

·группа крови и резус-фактор.

Третий блок – подробные, детальные сведения о больном (данные специализированных регистров, данные диспансерного наблюдения, данные историй болезни и амбулаторных карт пациента, профосмотров и т.д.).

Четвертый блок – финансово-экономическая информация о стоимости оказанных гражданину медицинских услуг.

Выполнение работ разбивается на несколько этапов. На первом этапе производится работа по стандартизации регистра здоровья и его взаимоувязке с другими системами хранения информации.

Создается прототипное программное обеспечение, необходимое для поддержания баз данных регистра. Устанавливается вычислительная техника, необходимая для эксплуатации программного обеспечения.

Начинаются работы по созданию регистра здоровья на территориях районов на базе местных центральных районных больниц (ЦРБ). Прежде всего в регистр здоровья включаются жители, информация о которых уже находится в информационных базах ЦРБ, а также жители, входящие в контингент групп риска.

К концу второго этапа должно быть установлено основное телекоммуникационное оборудование, разработаны и запрограммированы интерфейсы взаимодействия центральной базы регистра с локальными базами и другими системами хранения данных о населении области.

Начинается подключение удаленных узлов глобальной сети регистра, в том числе лечебных учреждений. Вся информационная система должна быть подготовлена к режиму опытной эксплуатации.

На третьем этапе производится опытная эксплуатация системы ведения регистра, устраняются возникшие проблемы, завершается подключение удаленных узлов глобальной се- ти.

При эксплуатации регистра основными расходами могут стать расходы на эксплуатацию телекоммуникационного оборудования и оплату линий связи.

Что касается экономического эффекта от создания регистра, то он будет следующим.

Во-первых, это повышение качества оказываемой медицинской помощи и повышение качества прогнозных оценок развития Тверской области.

Во-вторых, возможно предоставление данных регистра заинтересованным организациям (например страховым компаниям) за определенную плату.

В-третьих, на основе уже созданного регистра здоровья населения можно будет развернуть работу по многим другим перспективным направлениям, в том числе по организации телефонной медицинской консультативно-справочной службы.

В настоящее время начаты работы по созданию регистра здоровья населения на базе конкретных ЦРБ в Калязинском и Старицком районах Тверской области. Заинтересованность в проведении работ проявлена руководителями администраций и главными врачами ЦРБ еще в нескольких районах.

Ведется работа по созданию регионального центра регистра здоровья.

Глобальная сеть создается путем подсоединения к сети Internet с использованием технологий Intranet. Региональный центр оснащается WEB-сервером, на котором каждое из ЛПУ может завести свою WEB-страницу.

Предполагается, что основная работа по созданию регистра будет закончена в 2001 го-ду.

С авторами можно связаться по телефону в Твери: (0822) 44-92-84 или по электронной почте: sudmed@online.tver.ru, crbkal@dol.ru.


Permanent link:
http://swsys.ru/index.php?page=article&id=988&lang=en
Print version
Full issue in PDF (1.09Mb)
The article was published in issue no. № 2, 1998

Perhaps, you might be interested in the following articles of similar topics: