На правах рекламы:
ISSN 0236-235X (P)
ISSN 2311-2735 (E)

Авторитетность издания

ВАК - К1
RSCI, ядро РИНЦ

Добавить в закладки

Следующий номер на сайте

2
Ожидается:
16 Июня 2024

Программная система контроллинга для малых и средних предприятий торговли

Статья опубликована в выпуске журнала № 1 за 2001 год.
Аннотация:
Abstract:
Авторы: Кузнецов В.Н. (is@tstu.tver.ru) - Тверской государственный технический университет, г. Тверь, Россия, доктор технических наук, Бородулин А.Н. () -
Ключевое слово:
Ключевое слово:
Количество просмотров: 11042
Версия для печати
Выпуск в формате PDF (1.22Мб)

Размер шрифта:       Шрифт:

Программная система (ПС) контроллин- га создана на базе инструментальной програм- мной системы «1С:Предприятие» и специ- ального программного обеспечения, реали- зующего функции оптимального планирования.

Рис. 1. Последовательность процедур планирования в ПС контроллинга торгового предприятия

Процесс планирования в ПС контроллинга торгового предприятия реализован совокупностью программных модулей (рис. 1).

Результатом процесса планирования в ПС контроллинга торгового предприятия является формирование системы планов. При этом данные из базы данных с плановой информацией переносятся посредством механизма проведения учетных операций в специальный план счетов учета для фиксации плановых показателей. Далее они могут быть востребованы при выполнении функций контроля в системе контроллинга.

 

Рис. 2. Последовательность процедур контроля в ПС контроллинга торгового предприятия

 

Рис. 3. Влияние СК на величину относительной маржинальной прибыли (за 3 квартала 2000 г.), %

Процесс контроля в ПС контроллинга реализуется средствами специальных программируемых отчетов, которые формируются на основе запросов пользователя при анализе им результатов выполнения плановых показателей. Последовательность выполнения процедур контроля и регулирования пользователем в рамках ПС контроллинга торгового предприятия представлена на рисунке 2.

Рис. 4. Корректировка планов по маржинальной прибыли в СК, руб.

В зависимости от целей подготовки отчетности пользователь системы может формировать отчеты как отдельно по плановым и фактическим показателям, так и объединяя их в одной таблице с приведением величин отклонений фактического результата от плана. В рамках анализа последнего варианта отчетности наиболее эффективно реализуются подходы контроллинга. Отклонения, превышающие свои допустимые величины, заданные в специальном справочнике, выделяются на экране и на печатной копии цветом, причем различным для благоприятных и для неблагоприятных отклонений.

Система планов ПС контроллинга торгового предприятия включает планы: реализации товаров и услуг, переходящих запасов товаров, закупок товаров, транспортных расходов, по переменной себестоимости, по наценке (маржинальной прибыли), постоянных коммерческих расходов, внереализационных доходов и расходов, прибылей и убытков, финансовый план, а также прогнозный баланс.

При формировании данных планов и отчетов об их фактическом выполнении предусмотрены следующие варианты детализации информации:

-      по видам товаров, услуг и их групп;

-      по видам торговых операций (опт, розница и т.д.) и по основным покупателям и поставщикам;

-      по местам хранения и реализации товаров и услуг;

-      по видам затрат и финансовых результатов.

Эффективность управленческих решений, принимаемых в рамках действующей ПС контроллинга, наиболее легко проследить при сопоставлении плановых и фактических показателей. Так, например, в таблице представлены результаты сравнения деятельности торгового предприятия ЗАО «Мелиостройкомплект» (г. Тверь) за 3-й квартал 2000 года, а на рисунке 3 представлена динамика исходных плановых, фактических и прогнозных показателей относительной маржинальной прибыли предприятия за три отчетных периода.

Процесс корректировки плановых показателей в ПС контроллинга в первую очередь характеризует то обстоятельство, что весь цикл контроллинга нацелен не на точное выполнение исходных плановых заданий, а на максимально возможное в складывающейся ситуации улучшение результатов деятельности предприятия, согласно его оперативным и стратегическим целям. Это легко проследить на примере динамики величины маржинальной прибыли предприятия, представленной на рисунке 4.

Еще одним важным аспектом влияния ПС контроллинга на эффективность работы предприятия является режим ее использования. Так, на рисунках 5 и 6 представлены значения ряда показателей по результатам разработки автором ПС контроллинга на трех тверских торговых предприятиях (ЗАО «Мелиостройкомплект», ООО «Титаника», ООО «Мелиосервис»). Продолжительность работы пользователей с ПС определялась посредством специально разработанной в ней хронометрической функции.

Рис. 5. Распределение затрат времени на выполнение функций ПС контроллинга на торговом предприятии

В результате анализа данных о влиянии использования ПС контроллинга на эффективность работы предприятия становится очевидным не только фактическое улучшение показателей рентабельности и оборачиваемости, но и происходящее при этом сокращение времени на выполнение чисто контрольных функций и увеличение доли работ по разработке и согласованию планов. Использование на предприятии системы контроллинга может свиде- тельствовать о постепенном переходе от прак- тики устранения отклонений к более эффективным превентивным действиям по их предупреждению.

Подпись: Рис. 6. Эффективность работы торгового предпри-ятия в зависимости от режима работы ПС кон-троллинга


Постоянный адрес статьи:
http://swsys.ru/index.php?page=article&id=781&lang=
Версия для печати
Выпуск в формате PDF (1.22Мб)
Статья опубликована в выпуске журнала № 1 за 2001 год.

Возможно, Вас заинтересуют следующие статьи схожих тематик: