На правах рекламы:
ISSN 0236-235X (P)
ISSN 2311-2735 (E)

Авторитетность издания

ВАК - К1
RSCI, ядро РИНЦ

Добавить в закладки

Следующий номер на сайте

2
Ожидается:
16 Июня 2024

Программная система ведения и использования Единого реестра информационных ресурсов и систем города Москвы

Статья опубликована в выпуске журнала № 2 за 2007 год.
Аннотация:
Abstract:
Автор: Жихарев А.П. () -
Ключевое слово:
Ключевое слово:
Количество просмотров: 11522
Версия для печати
Выпуск в формате PDF (1.17Мб)

Размер шрифта:       Шрифт:

Наиболее эффективным механизмом учета государственных региональных информационных ресурсов и систем в настоящее время является создание и постоянное ведение реестров (регистров) по специально утвержденным регламентам. Одним из первых в стране Единый реестр информационных ресурсов и систем регионального уровня (далее – реестр) был создан в городе Москве. В статье обсуждается опыт создания и функционирования данного реестра, а также программной системы его ведения и использования (ПС «Реестр») для эффективного управления процессами региональной информатизации.

Основные функции ПС «Реестр»

Объектом автоматизации в системе являются процессы учета регистрации информационных ресурсов и систем и прав на них и их составляющие. К субъектам взаимодействия в системе относятся:

-    заявители реестра – пользователи (владельцы) информационных ресурсов (ИР), информационных систем (ИС), операторы ИС (ИР), а также иные юридические и физические лица, направившие документы для внесения в реестр;

-    оператор реестра (организация, осуществляющая деятельность по формированию и (или) использованию информационных ресурсов в соответствующей информационной системе) ведет Реестр, представляет информационные ресурсы г. Москвы в Государственном регистре баз и банков данных РФ;

-    служба ведения реестра создается в своем составе государственным унитарным предприятием или государственным учреждением г. Москвы, выполняет технологические функции по ведению Реестра;

-    НТЦ «Информрегистр» – орган государственной регистрации баз и банков данных в Государственном регистре баз и банков данных РФ;

-    пользователи реестра – органы власти и организации, а также юридические и физические лица, осуществляющие в установленном порядке доступ к информационным ресурсам Реестра;

-    уполномоченный орган управления информатизацией координирует деятельность по созданию, использованию, учету и анализу информационных ресурсов.

Прикладное программное обеспечение ПС «Реестр» состоит из следующих функционально-технологических подсистем: первичный ввод, контроль и обработка регистрационных документов; ведение базы данных реестра; ведение Интернет-сайта (сервера) реестра; мониторинг состояния реестра и внутрисистемный учет; формирование выходных данных, информационное обслуживание пользователей; ведение нормативно-справоч­ной информации; обеспечение государственной регистрации баз и банков данных; администрирование системы и управление правами доступа к функциям и данным.

Не приводя описания всех реализованных функций, отметим, на наш взгляд, наиболее отличительные от других подобных систем:

-    нормализация учетных реквизитов при вводе данных в соответствии со справочниками и кодирование (индексация) объектов учета в соответствии с классификаторами;

-    сохранение и представление электронной переписки с заявителями и истории внесения всех изменений в описания ИС (ИР), а также истории взаимодействия с Государственным регистром;

-    формирование и представление информации о текущих этапах и стадиях процесса регистрации для каждого объекта учета;

-    автоматическое формирование уведомлений заявителям (об истечении срока регистрации, о необходимости внесения изменений в описания ИС (ИР) и др.);

-    автоматическое формирование данных в формате для государственной регистрации.

-    обеспечение экспорта заданных фрагментов БД реестра в форматах txt, dbf, xls и предоставление их в режиме on-line;

-    формирование путем сканирования и ведение базы данных копий приемо-сдаточных, правоустанавливающих и распорядительных документов по ИС (ИР);

-    ведение архивов данных (с истекшим сроком регистрации, снятых с эксплуатации и пр.);

-    обеспечение режимов предварительной (временной) и постоянной регистрации;

-    формирование и представление статистических и аналитических данных для анализа и принятия объективных управленческих решений по вопросам создания, эксплуатации и использования ИР и систем города;

-    интеграция системы с автоматизированной информационной системой ведения общегородских и общероссийских классификаторов и справочников.

Обзор функций и задач других региональных реестров ИС (ИР) приведен автором в журнале «Компьюлог» в статье «Использование систем классификации при учете информационных ресурсов» (2005, июль-август).

В разработке и эксплуатации ПС «Реестр» принимали участие: ОАО «ГИВЦ Москвы» и ГУП «Московский социальный регистр».

Программная реализация

В качестве системной базы в ПС «Реестр» под управлением ОС Windows 2000 используется продукт IBM Lotus Domino/Notes – "клиент/сервер­ная" документоориентированная технология групповой работы. В качестве общесистемного программного средства, обеспечивающего гибкий выход приложений в глобальную сеть Internet, используется Lotus Domino. Сервер Lotus Domino представляет собой одновременно почтовый сервер, web-сервер, а также сервер приложений для автоматизации документооборота и хранения документов. Сервер Lotus Domino загружен как серверная задача НТТР и обеспечивает соединение по протоколу НТТР с клиентом web, оснащенным браузером Internet Explorer.

В ПС «Реестр» использованы возможности и преимущества продукта Lotus Domino/Notes. Данные реестра представляют собой разнородную документированную информацию. Продукт хранит документы в базах данных, каждая из которых содержит как структурированные, так и неструктурированные документы с разным количеством полей и различными типами данных (произвольный и форматированный текст, числа, даты и др.). Поля в документах добавляются динамически по мере их возникновения. Документы в «родном» формате хранятся в виде присоединенных файлов. Документы имеют отношения друг к другу как родительский и дочерний. Например, описание ИС в реестре является родительским документом, а описания входящих в ИС баз данных – дочерними документами. С помощью представлений документы сортируются, упорядочиваются по категориям (группируются); отображаются определенные подмножества документов, сведения из них и т.п. (например, группировка ИС по их заявителям). В базах данных Notes реестра осуществляется индексирование документов, управление версиями документов, создание связей между документами. Осуществляется полнотекстовый поиск, при котором применяются логические операторы, символы подстановки, условия, интервалы дат и т.п. Используются возможности: нахождения баз данных Lotus Notes не только на сервере, но и на рабочих станциях (поддержка работы пользователей при отсутствии соединения с сервером), репликации и синхронизации данных и приложений между серверами, между клиентом и сервером (синхронизация изменений, копирование внесенных изменений, тиражирование данных), быстрого создания приложений с помощью специального средства разработки Domino Designer и языка программирования LotusScript.

Процесс регистрации ИР включает несколько стадий и этапов. Мониторинг объектов учета по этапам и стадиям регистрации осуществляется с помощью программного обеспечения ведения базы данных «Журнал учета Реестра» и формирования статистики.

Результаты внедрения

Накопленная в базе данных ПС «Реестр» комплексная информация позволила формировать различные отчетные статистические и аналитические показатели, например: статистика ИС (ИР) в разрезе комплексов городского управления, функциональных и территориальных органов исполнительной власти города; статистика разработки ИС (ИР) на средства города, на другие средства; статистика по использованию ЛВС, глобальных сетей, СУБД, ОС, средств защиты, общероссийских и общемосковских классификаторов и др. ПС «Реестр» демонстрировалась на выставках «Управление 2002», «Управление 2003» и получила хорошую оценку. Данные ПС «Реестр» используются органами управления информатизацией Москвы для проведения оценки рыночной стоимости ИС (ИР), при формировании, согласовании и контроле смет на промышленную эксплуатацию городских ИС, для создания и функционирования других городских систем. Опыт создания реестра, формирования и использования необходимых нормативных документов передан представителям администраций Московской области, республики Бурятия и др. На основании опыта эксплуатации ПС «Реестр» разработаны типовые требования к ПС учета и анализа информационных ресурсов регионального уровня (см.: А.П. Жихарев. «Типовые требования к автоматизированным системам учета и анализа информационных ресурсов». Компьюлог, 2005, сентябрь-октябрь).

Развитие

С целью совершенствования ПС «Реестр» автором разработано техническое задание по теме: «Развитие системы учета и регистрации информационных ресурсов и систем, созданных за счет средств города Москвы». Тема включена в городскую целевую программу «Электронная Москва». Техническое задание предусматривает, в частности, введение в систему новых функций, таких как: учет затрат на ИС (ИР); учет информационных услуг; учет доходов от использования ИС (ИР); учет и мониторинг прав на ИС (ИР); контроль заявок на финансирование промышленной эксплуатации ИС (ИР); определение прогноза необходимого финансирования эксплуатации зарегистрированных систем; формирование и контроль смет на промышленную эксплуатацию ИС (ИР); формирование прогноза сроков модернизации ИС (ИР) (составных частей ИС (ИР)), сроков вывода из эксплуатации ИС (ИР) и др. Предусматривается также более широкое использование данных реестра для создания и функционирования других городских ИС, например, для создания реестра конфиденциальной информации в ИС и ресурсах города Москвы и др.

Для развития программной базы АИС «Реестр» существует несколько направлений. В последнее время в Москве наблюдается устойчивая тенденция преимущественного использования в качестве СУБД в АИС реляционной СУБД ORACLE. По данным реестра, СУБД ORACLE используется в 27 % зарегистрированных городских систем. Фирма проводит достаточно агрессивную сбытовую политику. Многие городские организации являются ее партнерами, что дает им определенные преимущества. Известны и безусловные положительные свойства данного продукта. Понятен также и фактор типизации системных решений. Однако для уже существующих систем, к которым относится и ПС «Реестр», могут быть применены и другие критерии: сохранение имеющихся программных наработок, экономия финансовых средств, человеческий фактор и др. В связи с этим наиболее рациональным было бы использование двух интегрированных системных платформ, дополняющих друг друга. Имеется возможность интеграции с реляционными СУБД в продукте Lotus/Notes (технологии LEI – Lotus Enterprise Integrator и DECS – Domino Enterprise Connection Services).


Постоянный адрес статьи:
http://swsys.ru/index.php?page=article&id=390
Версия для печати
Выпуск в формате PDF (1.17Мб)
Статья опубликована в выпуске журнала № 2 за 2007 год.

Возможно, Вас заинтересуют следующие статьи схожих тематик: