На правах рекламы:
ISSN 0236-235X (P)
ISSN 2311-2735 (E)

Авторитетность издания

ВАК - К1
RSCI, ядро РИНЦ

Добавить в закладки

Следующий номер на сайте

2
Ожидается:
16 Июня 2024

Оптимизация обработки данных в распределенных образовательных средах

Статья опубликована в выпуске журнала № 3 за 2007 год.
Аннотация:
Abstract:
Авторы: Ковалев И.В. (kovalev.fsu@mail.ru) - Сибирский государственный аэрокосмический университет им. академика М.Ф. Решетнева, г. Красноярск, доктор технических наук, Зеленков П.В. () - , Яркова С.А. () - , Шевчук С.Ф. () -
Ключевое слово:
Ключевое слово:
Количество просмотров: 8502
Версия для печати
Выпуск в формате PDF (2.31Мб)

Размер шрифта:       Шрифт:

Огромное значение для образовательных сред имеет обеспечение требуемого уровня достоверности информации, хранимой в базе данных (БД), и процесса обработки информации. Оптимальность обработки информации в БД, работающей в режиме реального времени, зависит от числа точек входа в логическую структуру БД, числа альтернативных путей доступа к типам элементов данных и длины этих путей доступа. Чем большее число точек входа и альтернативных путей доступа реализовано в логической структуре БД и чем меньше длина этих путей доступа, тем меньше вероятность возникновения ошибок при реализации информационных требований пользователей образовательной среды.

Данные, хранимые в БД, можно разделить на две основные группы: данные, загружаемые в виде входной информации, и вторичные данные, формируемые в БД в результате преобразования входной информации. Такие данные могут храниться в БД постоянно и использоваться по мере необходимости и могут формироваться оперативно программным путем на время реализации соответствующего информационного требования пользователя образовательной среды. Хранение вторичных данных в БД связано с дополнительным расходом памяти и временем их разового формирования. Оперативное же формирование вторичных данных при каждом запросе к БД требует многократных затрат машинного времени на поиск исходных данных и их преобразование. Вероятность возникновения ошибок при этом больше, так как увеличивается общее число этапов обработки вторичных данных в БД. В связи с этим возникает задача оптимизации обработки информации в БД.

Разработанная система оптимизации обработки и хранения информации в БД «BD-Opt» позволяет синтезировать оптимальную логическую структуру БД по критериям, коррелированным с максимизацией достоверности информации в БД (см.: Программная система «BD-Opt ver.1.0». М.: ВНТИЦ. 2007. № 50200601784).

Реализация постановки задачи заключается в следующем. Задано множество информационных требований пользователей, каноническая структура БД и ее характеристики, а также характеристики СУБД, операционной системы и технических средств обработки данных. Система «BD-Opt» определяет множество связей между типами элементов данных в логической структуре БД и объем вторичных данных, формируемых с использованием такого способа, чтобы достигался максимум числа альтернативных путей доступа и точек входа в БД, минимум вторичных данных и выполнялись ограничения, накладываемые на логическую структуру и состав типов записей БД, характеристиками СУБД, ОС и технических средств обработки данных. При этом особое значение имеет достоверность информации в БД, которая определяется числом точек входа в логическую структуру БД и количеством возможных путей доступа к типам элементов данных.

Программная система «BD-Opt» использовалась при исследовании структуры информационного обеспечения образовательной среды Красноярского государственного аграрного университета, находящейся на этапе эксплуатации. Была задана логическая архитектура БД, которая включает типы данных, их версионность и взаимосвязь между различными типами данных. Кроме этого, были заданы точки входа в БД.

На основе исходной информации проводился анализ зависимости числа возможных путей доступа к любым типам данных от длины путей доступа. При этом полагалось, что чем больше длина пути, то есть чем больше ориентированных ребер входит в путь, тем больше и альтернативных путей доступа, а соответственно, и большее количество пользователей информационных ресурсов распределенных образовательных сред дистанционного обучения могут работать одновременно.

Однако большая длина пути может привести к уменьшению достоверности информации при использовании вторичных данных. Визуализация зависимости числа альтернативных путей доступа от длины этих путей, которая предоставляется разработанной системой, позволяет определить минимальное значение длины пути для полноценного многопользовательского режима работы, что важно для средств дистанционного обучения. Так, было выявлено, что при работе более 1900 пользователей образовательной среды длина пути должна быть не менее четырех элементов.


Постоянный адрес статьи:
http://swsys.ru/index.php?page=article&id=350&lang=
Версия для печати
Выпуск в формате PDF (2.31Мб)
Статья опубликована в выпуске журнала № 3 за 2007 год.

Возможно, Вас заинтересуют следующие статьи схожих тематик: