На правах рекламы:
ISSN 0236-235X (P)
ISSN 2311-2735 (E)

Авторитетность издания

ВАК - К1
RSCI, ядро РИНЦ

Добавить в закладки

Следующий номер на сайте

2
Ожидается:
16 Июня 2024

Программная диагностика мотивации как основы формирования профессиональной направленности и компетентности

Статья опубликована в выпуске журнала № 3 за 2007 год.
Аннотация:
Abstract:
Авторы: Баканова М.В. () - , Баканова Н.Б. () -
Ключевое слово:
Ключевое слово:
Количество просмотров: 13805
Версия для печати
Выпуск в формате PDF (2.31Мб)

Размер шрифта:       Шрифт:

На каждом этапе становления личности профессионала присутствует мотивация – компонент, являющийся внутренним побуждением человека к деятельности, стимулом и основой его профессиональной направленности. Бодалев А.А. в работе «Вершина развития взрослого человека: характеристики и условия достижения» (М. 1998) отмечает, что настоящий профессионализм всегда сопрягается с сильной и устойчивой мотивационной сферой на осуществление определенной профессиональной деятельности и на достижение в ней уникального, неординарного результата. Поэтому диагностика мотивации является актуальной проблемой формирования и развития профессиональной направленности. Исследование этого вопроса важно еще и потому, что мотивация является одним из базовых элементов, входящих в состав профессиональной компетентности, что приобретает особое значение в рамках внедрения компетентностного подхода в высшем профессиональном образовании.

Оценка мотивации может осуществляться с помощью компьютерных программ, что увеличивает оперативность ее исследования. Для определения глубины диагностики мотивированности обучаемых следует определить место мотивации в составе структуры профессиональной компетентности. Подход к формированию структуры компетентности, по определению Ю.Г. Татура, кажется вполне привлекательным и оправданным (Ю.Г. Та­тур. Компетентностный подход в описании результатов и проектировании стандартов высшего профессионального образования. М. 2004). Однако, с точки зрения авторов статьи, выделенную им характеристику – эмоционально-волевая регуляция с учетом основ психологии – необходимо заменить на самооценку, поскольку в виде эмоций как специфических переживаний субъекту представлена именно мотивация, которая уже выделена в отдельный фактор. Кроме того, исходя из теории реверсивности М. Дж. Аптера, можно утверждать, что нахождение в телическом состоянии субъекта с высокой активностью и при наличии при этом отрицательных эмоций является свидетельством его сильных волевых качеств, что можно фиксировать в рамках диагностики мотивационного аспекта. Предлагается структура характеристик профессиональной компетентности (табл. 1), которая может служить основанием внедрения процедур оценки всех ее компонентов, в том числе и мотивации (см. В.И. Байденко. Компетентностный подход к проектированию государственных образовательных стандартов высшего профессионального образования (методологические и методические вопросы).  М. 2005; Rahmenlehrplan fur den Ausbildungsberuf Berufskraftfahrer/Burufskraftfahrerin. BIBB, 2000).

Таблица 1

Ин-декс

Характеристика компетентности

Соответствующие термины в определении компетентности

Соответствующие термины в определении профессиональной компетентности

А

Готовность к проявлению (мотивационный аспект)

Стремление и способность (готовность) реализовать свой потенциал...

Готовность и способность целесообразно действовать в соответствии с требованиями дела...

Б

Владение знаниями содержания компетентности (когнитивный аспект)

… проявленная на практике способность реализовать свои знания, умения, опыт для успешной творческой деятельности…

… методически организованно и самостоятельно решать задачи и проблемы,…

В

Опыт проявления компетентности, умения (поведенческий аспект)

Г

Отношение к содержанию компетентности и объекту ее приложения (ценностно-смысловой аспект)

… осознавая социальную значимость и личную ответственность за результаты своей деятельности, необходимость ее постоянного совершенствования

… а также самооценивать результаты своей деятельности

Д

Самооценка

Исходя из структуры копметентности, можно утверждать, что диагностика мотивации как одного из основополагающих компонентов компетентности позволяет оценить профессиональную направленность студентов и скорректировать весь курс обучения. Для анализа мотивации следует разрабатывать новые и приспосабливать существующие методы и средства оценки, в том числе и с помощью программных средств.

В качестве критериев оценки сформированности мотивационного компонента определены мотивы: выбора профессии и специальности, учения, самораскрытия и самоутверждения в данной профессиональной деятельности, а также адекватность восприятия себя как профессионала, самооценка.

Для автоматизированной диагностики разработана анкета, направленная на выявление таких аспектов, как мотивы выбора профессии, мотивы учения, оценка трудностей учебной деятельности и т.д., программная реализация которой была осуществлена с помощью редактора Macromedia CourseBuilder for Dreamweaver.

Пакет JavaScript программ Macromedia CourseBuilder представляет собой расширение редактора, ориентированное на решение проблем интерактивного обучения с использованием средств автоматизированного контроля. Macrome­dia CourseBuilder – это библиотека встроенных в редактор интерактивных элементов, которые упрощают и ускоряют процесс создания сложных интерактивных веб-приложений.

Поскольку особенностью использования данного приложения является его применение в диагностических целях, а не с целью оценивания приобретенных знаний обучающихся, его необходимо адаптировать к специфике проводимого исследования.

Данная программа позволяет формировать текстовые задания различных типов: Multiple-choice Interactions (задания закрытого типа с возможностью выбора одного или нескольких вариантов ответа); Drag-and-Drop Interactions (задания на установление соответствия и требуемой последовательности); Text Entry Interactions (задания открытого типа с возможностью ввода ответа в текстовой форме).

Целесообразнее использовать вопросы закрытого типа – Multiple-choice Interactions. При разработке тестовых заданий были учтены следующие требования: конкретность задаваемых вопросов, их доступность, точность, анонимность.

Наибольшую трудность представляет адаптация ответов респондентов к данной программе, так как она предполагает классифировать ответы как правильные и неправильные (correct choice – incorrect choice).

Говоря о педагогической диагностике вообще и о диагностике мотивации в частности, следует отметить, что некорректно оценивать различные мотивы как правильные и неправильные. Поэтому в данном случае деление будет считаться условным, а для реализации нашей цели мы будем использовать балльную шкалу: чем устойчивее потребность в данной профессиональной деятельности и устойчивее мотивация к овладению профессией, тем выше назначается балл. Другими словами, ответу с наиболее положительно направленной профессиональной мотивацией присваивается больший балл и далее по убывающей: Choice is Correct, Score-5 (Score-4, Score-3); Choice is incorrect, Score-2 (Score-1, Score-0). Так, например, шкалированные ответы на вопрос «Чем Вы руководствовались при выборе профессии?» представлены в таблице 2.

Таблица 2

Правильные ответы

Баллы

Неправильные ответы

Баллы

Имею представление о выбранной профессии

5

Настояние родителей, советы авторитетных лиц

2

Понимаю общественную важность труда программиста

4

Хочу иметь высшее образование

1

Интерес к профессии

3

По сложившимся обстоятельствам

0

В рассматриваемом тесте 25 вопросов, сумма набранных баллов будет относить студента к той или иной группе. 1 группа: данный уровень развития мотивации характеризуется наличием общественно значимых мотивов выбора профессии; устойчивым профессиональным интересом, четко выраженным положительным отношением к будущей профессии; хорошей осведомленностью о профессии и специальности; наличием связи профессиональных планов с реальным содержанием профессии и осознанием ее важности и необходимости, осознанием целей профессиональной деятельности, целей обучения и их принятием (125-100 баллов). 2 группа характеризуется наличием мотивов, отражающих потребность в отдельных сторонах профессиональной деятельности, не связанных с содержанием профессии; ситуативного или активного профессионального интереса, не в достаточной степени связанного с ценностными ориентациями личности, положительным отношением к профессии, специальности; достаточной осведомленностью о них (99-50 баллов). 3 группа – отсутствие общественно значимых мотивов выбора профессии и специальности; ситуативный профессиональный интерес; неосознанность целей будущей профессиональной деятельности и несовпадение личностных и учебных целей (49-0 баллов).

Далее, используя менеджер действий для сбора и анализа информации, полученной в результате ответов респондентов, мы задаем критерии оценивания сформированности мотивации, а студенты получают информацию об уровне развития собственной профессиональной мотивации в открывающемся окне с сообщением в соответствии с количеством набранных баллов.

Данное тестирование проводилось в рамках первого этапа констатирующего эксперимента в Пензенском государственном педагогическом университете им. В.Г. Белинского со студентами, обучающимися на 1 и 2 курсах по специальностям «Математическое обеспечение и администрирование информационных систем» и «Прикладная информатика в экономике».

Эксперимент показал, что для 34 % студентов характерна практически полная неосведомленность о будущей профессии и профессиональной деятельности и отсутствие желания и стремления к поиску дополнительной информации о профессии. Такие студенты либо равнодушны к своей будущей профессии и специальности, либо считают ее неинтересной и  бесперспективной, не проявляют заинтересованности в содержании и форме учебных заданий; работают несистематически. При поступлении в вуз эти студенты руководствовались следующими мотивами: желание продолжить образование (получить диплом), низкий конкурс на данную специальность и т.п.

Студенты другой группы (46 %) при поступлении в вуз руководствовались мотивами, свидетельствующими о наличии частичной направленности на профессию математика-программиста, они имеют склонность к технике, техническим наукам. Однако о своей будущей профессии и специальности осведомлены слабо и не проявляют активного желания узнать что-либо дополнительное о них, так как считают это необязательным. Студенты этой группы достаточно добросовестно относятся к учебе, но на занятиях по иностранному языку недостаточно активны, задания выполняют по необходимости. Наблюдается несовпадение профессиональных целей этих студентов с целями учения.

К следующей группе (20 %) следует отнести студентов, мотивы выбора профессии которых характеризуются общественной значимостью. У них четко выражено положительное отношение к профессии и подготовке к профессиональной деятельности. Студенты этой группы активно стремятся к избранному типу деятельности, проявляют профессиональный интерес, активны на занятиях по всем дисциплинам, систематически работают, стремятся иметь наилучший показатель успешности обучения, так как осознают необходимость изучения учебных дисциплин  для успешного овладения профессией.

Таким образом, предложенная методика позволяет с наибольшей точностью и достоверностью установить глубину и степень сформированности мотивационного аспекта профессиональной компетентности специалистов, что подтверждается полученными в ходе эксперимента результатами. Данная технология анализа мотивации может также с успехом применяться в рамках аттестации студентов вузов.


Постоянный адрес статьи:
http://swsys.ru/index.php?page=article&id=338&lang=
Версия для печати
Выпуск в формате PDF (2.31Мб)
Статья опубликована в выпуске журнала № 3 за 2007 год.

Возможно, Вас заинтересуют следующие статьи схожих тематик: