На правах рекламы:
ISSN 0236-235X (P)
ISSN 2311-2735 (E)

Авторитетность издания

ВАК - К1
RSCI, ядро РИНЦ

Добавить в закладки

Следующий номер на сайте

2
Ожидается:
16 Июня 2024

Имитационная модель системы стимулирования труда преподавателей вуза

Статья опубликована в выпуске журнала № 4 за 2008 год.
Аннотация:
Abstract:
Автор: Лёшина М.А. () -
Ключевые слова: моделирование, имитационная модель, алгоритм, стимулирование труда
Keywords: modeling, simulation model, algorithm,
Количество просмотров: 18983
Версия для печати
Выпуск в формате PDF (8.40Мб)

Размер шрифта:       Шрифт:

Современное состояние высшей школы характеризуется такими негативными факторами, как уход наиболее квалифицированных кадров в другие области деятельности из-за недостаточной социальной и финансовой оценки их труда, а также замедление смены поколений в профессорско-преподавательских коллективах, вызывающее их старение и неизбежное снижение общего уровня квалификации [1,2].

 

Создание эффективной системы стимулирования труда преподавателей вузов является важной задачей в современных условиях развития высшего профессионального образования в России и адаптации российских вузов к требованиям международной образовательной системы.

Опыт последних лет свидетельствует об отсутствии детально разработанной методологии построения экономически обоснованных систем стимулирования труда преподавателей российской высшей школы. Это объясняется сложностью проблемы и попытками ее решения и на государственном уровне, и отдельно взятыми образовательными учреждениями. Большинство имеющихся прикладных рекомендаций характеризуются неполнотой и наличием значительной доли неформализованных положений, которые затрудняют их практическое использование.

Системы стимулирования труда предприятий и организаций являются сложными системами, изучать, прогнозировать поведение и управлять которыми целесообразно с применением имитационных моделей. В этих системах протекают процессы распределения финансовых средств, которые должны опираться на экономически обоснованные управленческие решения.

Целесообразно привлечение к выработке управленческих решений прикладных программ – имитационных моделей и автоматизированных систем поддержки принятия решений (АСППР), реализующих оригинальные методики, математические модели, методы и алгоритмы.

Автором проведен анализ наиболее применимых на российских предприятиях и в организациях программных продуктов по ведению кадрового учета и реализации программной поддержки систем стимулирования труда. Поддержка функции стимулирования труда работников реализована в автоматизированной системе «1С: Предприятие 8.0». Однако стимулирование труда профессорско-преподавательского состава (ППС) вузов ввиду специфичности деятельности и методов ее оценки имеет свои особенности.

Автором статьи разработана имитационная модель системы стимулирования труда ППС. Модель имеет обеспечивающие (технологические) подсистемы: техническое, программное, математическое, информационное, эргономическое, лингвистическое обеспечение [3].

Важнейшую роль в функционировании имитационной модели системы стимулирования труда ППС вуза играет техническое обеспечение. Для работы имитационной модели в монопольном режиме необходим минимальный набор технических средств: ПЭВМ – IBM PC или РС-совместимая с процессором класса Intel Pentium с тактовой частотой не менее 750 МГц или совместимым с ним, с оперативной памятью не менее 64 Мб, свободным пространством на жестком диске объемом не менее 40 Мб. Для вывода результатов работы программы на бумажные носители в аппаратном обеспечении должно быть печатающее устройство. Работа с имитационной моделью в режиме коллективного доступа по технологии «Файл–сервер» требует нескольких ПЭВМ, объединенных в локальную вычислительную сеть.

Программное обеспечение имитационной модели включает следующие функциональные модули (см. рисунок):

·     модуль формирования и ведения справочных таблиц базы данных – содержит программные компоненты СУБД Clarion 6.3: формы редактирования (прототип «form») и просмотра (прототип «browse»), позволяющие создавать, редактировать информацию справочных таблиц базы данных, таких как «Справочник ученых степеней», «Справочник ученых званий», «Справочник должностей», «Справочник специальностей» и т.д.;

·     модуль ввода оперативной информации – содержит программные компоненты, позволяющие вводить сведения о преподавателях (в виде личной карточки по форме Т-2), записи индивидуальных планов-отчетов преподавателей;

·     модуль расчета и мониторинга показателей деятельности вуза – содержит программные компоненты, позволяющие вводить в таблицы базы данных перечень показателей оценки деятельности вуза, их эталонные значения, задавать пользователю методику расчета показателей при работе имитационной модели;

·     модуль подготовки расчетов по распре- делению стимулирующих выплат – содержит программные компоненты, позволяющие ЛПР осуществлять закрепление видов деятельности преподавателей, отраженных в индивидуальных планах-отчетах, за показателями деятельности вуза, выставлять приоритеты направлениям деятельности преподавателей, определять периоды стимулирования для объектов стимулирования, вводить значения функции полезности в соответствии с видами деятельности преподавателей;

·     модуль распределения денежных средств объектам стимулирования – содержит программные компоненты, позволяющие выполнять распределение и перераспределение (корректировку) стимулирующих надбавок и выплат между объектами стимулирования с учетом бюджетного ограничения в соответствии с математической моделью.

Информационное обеспечение – это совокупность унифицированных форм документов, сопровождающих процессы управления персоналом, схемы информационных потоков их перемещения во время обработки и база данных, содержащая всю необходимую информацию для решения задачи формирования управленческих решений по вопросам стимулирования труда ППС вуза.

Для проектирования информационного и программного обеспечения имитационной модели применен структурный подход [4]. Информационные потоки и процессы обработки информации, протекающие во время функционирования имитационной модели, представлены в виде диаграмм потоков данных (DFD) трех уровней, построенных с помощью CASE-средства BPWin v 4.1 Computer Associates (на рисунке изображена DFD второго уровня).

Лингвистическое обеспечение имитационной модели включает язык программирования, управления и манипуляции данными Clarion 6.3, словарь базы данных, содержащий все наименования файлов базы данных, их полей, префиксов и ключей, а также набор понятий и специальных терминов из предметной области «Системы стимулирования труда».

Функционально-модульная структура программного обеспечения имитационной модели

Эргономическое обеспечение включает совокупность методов и средств, используемых на разных этапах разработки и функционирования программного продукта, предназначенных для создания оптимальных условий высокоэффективной и безошибочной деятельности пользователей программы. Оно включает интерфейс имитационной модели, обеспечивающий быстрый доступ пользователей к необходимым функциональным элементам программного средства, разработанный в соответствии с эргономическими требованиями, предъявляемыми к программным продуктам данного класса. Для ускорения ввода оперативной информации при работе программы используются справочные таблицы базы данных, из которых осуществляется подстановка условно-постоянной информации.

Математическое обеспечение представляет совокупность математических методов, моделей и алгоритмов, которые использованы для реализации функций программного продукта. Основным элементом математического обеспечения является экономико-математическая модель, в соответствии с которой происходит распределение стимулирующих выплат и надбавок объектам стимулирования:

, при ограничении , где  – вектор, значения переменных, координаты которого соответствуют выбранным для стимулирования представителям ППС вуза;  – функция полезности (позволяет учитывать приоритетность и значения показателей, по которым производится оценка деятельности ППС, а также отображает соответствие оцениваемых показателей и направлений деятельности ППС, указанных в позициях индивидуальных планов-отчетов. Значения функции полезности определяются некоторыми целочисленными константами, задаваемыми экспертами при настройке имитационной модели, и могут изменяться); S= – матрица сумм денежных средств, направляемых на стимулирование сотрудников в текущем учебном году; В – бюджетное ограничение, максимальная сумма денежных средств (бюджетных и внебюджетных), направляемых на стимулирование работников в заданном периоде стимулирования; k – максимальное количество разделов в индивидуальном плане-отчете преподавателя; q – максимальное количество позиций в каждом разделе индивидуального плана-отчета преподавателя; m – количество стимулируемых преподавателей в рассматриваемом периоде стимулирования.

Математическое обеспечение имитационной модели включает алгоритмы, соответствующие положениям авторской методики функционирования системы стимулирования труда ППС вуза:

-     алгоритм расчета аттестационных и аккредитационных, а при необходимости и других показателей деятельности вуза;

-     алгоритм мониторинга значений полученных показателей по отношению к эталонным;

-     алгоритм выбора активным центром направлений деятельности ППС, которые будут приоритетными в процессе выработки стимулирующих воздействий;

-     алгоритм определения объектов стимулирования – отбор преподавателей, индивидуальные планы-отчеты которых содержат виды работ, соответствующие приоритетным направлениям стимулирования;

-     алгоритм определения периодов стимулирования для каждого объекта стимулирования;

-     алгоритм формирования значений функции полезности для заданных объектов стимулирования и видов их деятельности;

-     алгоритм формирования и решения задачи стимулирования, соответствующей математической модели;

-     типовые алгоритмы дополнения, удаления и редактирования записей таблиц базы данных.

Наиболее оригинальным и сложным в реализации является алгоритм нахождения задачи, определяемой математической моделью. Она относится к классу задач динамического программирования, а наиболее распространенной методикой решения задач данного класса является метод комбинаторного перебора вариантов возможных решений. Ввиду большой размерности задачи (количество переменных в предельном случае равно количеству преподавателей вуза) автором предложен алгоритм целенаправленного перебора вариантов распределения в соответствии со значениями функции полезности.

Все указанные алгоритмы реализованы на языке программирования Clarion с применением модульной и объектно-ориентированной технологии программирования, поддерживаемой СУБД Clarion 6.3 SoftVelocity Inc. При разработке программного обеспечения имитационной модели использован RAD-подход к разработке приложений, обеспеченный мощным генератором кода СУБД Clarion 6.3.

Список литературы

1. Анализ теории и практики мотивационного управления в вузе. // Человек и труд. – 2006. – № 10. – С. 32–34.

2. Методы мотивации и стимулирования труда преподавателей вузов. // Социально-экономические проблемы развития предприятий и регионов: Сб. статей IV Междунар. науч.-практич. конф. – Пенза, 2006. – С. 222–224.

3. Емельянов А.А. и др. Имитационное моделирование экономических процессов: Учеб. пособ. – М.: Финансы и статистика, 2002. – 368 с.

4. Вендров А.М. Проектирование программного обеспечения экономических информационных систем. – М.: Финансы и статистика, 2006.


Постоянный адрес статьи:
http://swsys.ru/index.php?page=article&id=1648&lang=&like=1
Версия для печати
Выпуск в формате PDF (8.40Мб)
Статья опубликована в выпуске журнала № 4 за 2008 год.

Возможно, Вас заинтересуют следующие статьи схожих тематик: