На правах рекламы:
ISSN 0236-235X (P)
ISSN 2311-2735 (E)

Авторитетность издания

ВАК - К1
RSCI, ядро РИНЦ

Добавить в закладки

Следующий номер на сайте

2
Ожидается:
16 Июня 2024

Научно-методический и программный аппарат поддержки принятия решения при перспективном планировании

Статья опубликована в выпуске журнала № 2 за 1994 год.
Аннотация:
Abstract:
Авторы: Андреев Г.И. () - , Мартинкевич Ж.К. () -
Ключевое слово:
Ключевое слово:
Количество просмотров: 10615
Версия для печати

Размер шрифта:       Шрифт:

Развитие любой отрасли (региона) немыслимо без перспективного планирования. И несмотря на то, что в экономике превалируют рыночные отношения, практика западных стран показывает, что без правильной организации планирования невозможно нормальное развитие ни предприятий, ни отрасли, ни страны в целом. Особенностью сегодняшних условий развития является быстротечность и постоянное изменение обстановки. В этих условиях особенно актуальным является внедрение средств автоматизации этого процесса.

Однако при перспективном планировании возникает ряд проблем, с которыми приходится сталкиваться плановым органам и решать их. Наиболее важными задачами, решаемыми плановыми органами, являются:

- распределение ассигнований по статьям финансирования;

- определение приоритетов работ;

- рациональная организация проведения работ;

- определение минимально необходимого перечня работ для решения стоящих задач;

- формирование альтернативных вариантов плановых решений;

- сравнительный анализ вариантов планов и выбор наиболее рационального;

- контроль за ходом выполнения плановых решений.

Почти все перечисленные задачи трудно формализуемы и должны решаться с использованием экспертных методов.

Разработан научно-методический и программный аппарат автоматизации процесса планирования развития на конечном этапе формирования перспективных программ, позволяющий построить иерархию социально-экономических, хозяйственных и научно-технических целей, на этой базе определить отклонения структуры в системе производства, которые являются наиболее существенными для решения задач на каждом уровне управления, и произвести выбор формы управления, адекватной той структуре производства, которая применяется для выполнения поставленной цели.

Данный методический аппарат предусматривает процедуры определения и целевого анализа комплекса экономических, социальных, организационных, научных, технических, ресурсных и других требований к проблемам, что обеспечивает обоснованное формирование производственных и отраслевых программ развития. Кроме определения приоритетности перспективных работ в разрабатываемой программе развития рассматриваются возможности организации конкурсов, оценивается их реализуемость, оптимизируется перечень выполняемых работ в условиях ограничений на выделенные ассигнования. Для полной оценки предстоящих работ в отрасли (концерне) аналитическим путем оцениваются коэффициенты доверия предприятиям с использованием анализа финансово-хозяйственной деятельности предприятий (аудита). Все эти действия направлены на обеспечение рационального распределения выделенных ассигнований на проведение работ.

Система представляет собой комплекс взаимосвязанных математических моделей, базирующийся на совокупности принципов и методов использования экономических законов в хозяйственной практике, который реализован в виде автоматизированного рабочего места (АРМ) на базе персонального компьютера типа IBM PC AT.

В предлагаемом методическом и программном аппарате широко применяются последние достижения методов прогнозирования, теории принятия решений и автоматизации системных исследований.

Методики распределения ассигнований и определения приоритетов целевых программ реализованы с использованием метода "решающих матриц". Работа методик основана на экспертной оценке решаемых программных задач и определении их вклада в решение той или иной проблемы. Результатом работы методик является предварительное распределение ассигнований и приоритеты работ. На рисунках 1, 2 рассмотрены примеры подобного распределения, а также приоритетность целевых программ.

Не менее важным этапом при планировании развития региона (предприятия) является определение требуемого перечня целевых программ и оптимизация его с точки зрения минимизации стоимости при полном решении стоящих перед регионом (предприятием) задач. Эта задача решается методом "ветвей и границ", позво-

Рис. 1. Распределение выделенных ассигнований по целевым программам

Рис. 2. Гистограмма определения приоритетов целевых программ

Рис.3. Оптимизация перечня работ при полном решении стоящих задач (в разрезе работ)

Рис 4. Оптимизация перечня работ при полном решении стоящих задач (в разрезе задач)

Рис.5. Планирование целевых программ с учетом организации конкурса

Рис. 6. Результат оценки реализуемости плана развития отрасли (региона) на мощностях промышленности

ляющим сформировать оптимальный перечень целевых программ, который предлагается пользователю в виде рекомендации по включению работ в план. Так, например, на рисунке 3 предлагается исключить из плана работы "Прозрение" и "Прожектор", т.к. решаемые ими задачи выполняются остающимися в плане работами "Гладиолус" и "Придание". На рисунке 4 в качестве примера представлен перечень задач и перекрытие их работами в начальном состоянии и после оптимизации.

Одной из наиболее сложных задач планирования является организация выполнения целевой программы. Для ее решения разработана и реализована методика организации проведения целевых программ с учетом конкурсных работ, основанная на вероятностных моделях. Методика позволяет уменьшить неопределенности, возникающие в ходе разработки целевых программ, определить вероятность их успешного завершения и получить математическое ожидание затрат с учетом возможных потерь, а также дает возможность правильно организовать выполнение проекта и выдает рекомендации по рациональной организации конкурса при недостаточном значении вероятности успешного завершения работы. Результаты работы представлены в виде графика выполнения работ по этапам с учетом вариантов организации конкурса (рис.5). Как видно из рисунка, по работе "Радуга" для достижения требуемого уровня надежности создания технического средства (ТС) предлагается задать три конкурсных проекта. По окончании первого этапа необходимо принять решение о продолжении двух работ, а третью работу исключить. На третий этап предлагается оставить одну работу и довести ее до завершения разработки технического средства. При этом хотя и затрачиваются дополнительные ресурсы, но в результате достигается требуемый уровень надежности создания ТС.

Завершающим этапом планирования является оценка реализуемости всего проекта на базе существующих (располагаемых) мощностей региона (предприятия) (рис.6), формирование вариантов плановых решений и их сравнительная оценка.

Использование АРМ при перспективном планировании позволяет в сжатые сроки проанализировать большое количество альтернативных вариантов формируемой программы развития предприятия (отрасли, региона, конъюнктуры рынка) и выработать рекомендации для руководителя по выбору наиболее рационального из них.


Постоянный адрес статьи:
http://swsys.ru/index.php?page=article&id=1150&lang=
Версия для печати
Статья опубликована в выпуске журнала № 2 за 1994 год.

Возможно, Вас заинтересуют следующие статьи схожих тематик: