На правах рекламы:
ISSN 0236-235X (P)
ISSN 2311-2735 (E)

Авторитетность издания

ВАК - К1
RSCI, ядро РИНЦ

Добавить в закладки

Следующий номер на сайте

2
Ожидается:
16 Июня 2024

Принципы построения системы мониторинга и прогнозирования занятости выпускников высших и специальных учебных заведений

Статья опубликована в выпуске журнала № 4 за 1996 год.
Аннотация:
Abstract:
Авторы: Палюх Б.В. (pboris@tstu.tver.ru) - Тверской государственный технический университет (профессор), г. Тверь, Россия, доктор технических наук, Конфоркин А.Н. () -
Ключевое слово:
Ключевое слово:
Количество просмотров: 9530
Версия для печати

Размер шрифта:       Шрифт:

Ситуация, складывающаяся на рынке труда, диктует необходимость анализа тенденций его развития, выработки требований и предпосылок к последующему прогнозированию занятости населения. Данная задача становится актуальной в связи с дальнейшим углублением деятельности государственной службы занятости в области регулирования процессов перемещения трудовых ресурсов, происходящих на современном российском рынка труда.

Лучше понять структуру рынка труда, выявить его устойчивую сегментацию и соответственно выработать дифференцированные способы его регулирования позволит комплексный анализ действия факторов, обусловливающих указанную сегментацию.

Главными задачами такого анализа являются:

- анализ тенденций формирования рынка труда, выявление причинно-следственных связей между составляющими рынка труда и его отдельными секторами и внешними факторами, а также узловых проблем его становления;

- оценка конкурентоспособности отдельных социально-демографических групп и воз можностей государственных и местных орга нов обеспечить защиту социально уязвимых категорий населения;

- предвидение новых тенденций и проблем развития сферы занятости населения;

- разработка направлений совершенствования профессионально-квалификационной структуры занятых;

-выявление возможных альтернатив развития рынка труда в перспективе, обоснование их выбора;

- вариантный расчет количественных показателей спроса и предложения на рынке труда;

- определение направлений активного воз действия на позитивные тенденции развития рынка труда.

Важным аспектом в комплексном анализе занятости является ориентация его методов на краткосрочное и долговременное прогнозирование.

Прогнозирование рынка труда - непрерывный процесс, требующий систематических уточнений по мере формирования новых данных. Прогнозная деятельность предполагает наличие соответствующих объемов информации и обоснованный выбор методов прогнозирования.

Проведению общего комплексного анализа рынка труда обязательно предшествуют менее емкие оценки, различающиеся по своим объектам. Оцениваться и анализироваться могут наличные трудовые ресурсы, масштабы их высвобождения и трудоустройства, скрытая безработица, неполная занятость, а также отдельные структурные элементы и контингенты населения (лица в трудоспособном и школьном возрастах, беженцы, молодежь, женщины, пенсионеры, желающие трудиться и т.д.).

Оценку развития рынка труда можно производить на основе установленных причинно-следственных связей (дескриптивный подход) между: спадом производства и сокращением рабочих мест, приватизацией предприятий и числом высвобожденных, развитием сферы обучения и количеством подготовленных и т.п.

Для проведения как ситуационного, так и целостного комплексного анализа могут применяться следующие методы:

- детальная статистическая оценка различных сегментов рынка труда;

- последующее прогнозирование занятости на основе применения математических моделей структуры рынка труда;

- использование экспертного оценивания тенденций развития рынка труда.

Проведение анализа занятости на основе оценки статистической информации дает, как правило, наиболее точную картину состояния рынка труда, однако ее применение в обязательном порядке следует совмещать с проверкой достоверности, целостности и полноты данных.

Важно отметить, что достаточно часто прогнозирование рынка труда из-за отсутствия необходимой информации, формальных моделей и методов оказывается нецелесообразным. В такой ситуации наибольшую ценность представляет экспертный метод, который позволяет предвидеть будущее, даже когда закономерности развития отдельных составляющих рынка труда не поддаются однозначной формализации.

Для автоматизации работ по мониторингу занятости выпускников вузов и средних специальных учебных заведений и последующему ее прогнозированию городским центром занятости и Тверским государственным техническим университетом была разработана автоматизированная информационная система (АИС) "Занятость выпускников".

Основными задачами данной АИС являются следующие:

•  сбор, первичный анализ, проверка и комплексная обработка статистической информации, характеризующей состояние занятости выпускников учебных заведений, а также дан ных, отражающих общую социально-экономическую ситуацию в Твери;

•  прогнозирование динамики развития рынка труда молодых специалистов на основании полученных статистических данных путем математического моделирования;

•  получение экспертных оценок, рассчитанных на основе современных методов обработки суждений групп экспертов;

•  комплексная оценка состояния рынка труда выпускников учебных заведений по раз личным критериям и характеристикам, а также ситуационный анализ занятости различных категорий выпускников с возможностью детализации на нескольких уровнях рассмотрения состояния объекта анализа;

•  развернутая справочная поддержка функционирования системы и ее отдельных подсистем, а также разработка комплекса средств обучения работе с отдельными АРМ различных категорий пользователей;

•  поддержка взаимодействия отдельных компонентов системы в области обмена и совместного использования данных, синхронизации процессов обработки информации.

Структура комплекса задач АИС "Занятость выпускников" представлена на рисунке.

Исходя из приведенного выше описания общих принципов функционирования АИС, в ее структуре можно выделить следующие подсистемы:

- обработки статистических данных;

- обработки экспертной информации;

- прогнозирования;

- оценки и анализа;

- обучения;

- взаимодействия локальных АРМ.

Важно отметить, что автоматизация решения всего комплекса задач АИС "Занятость выпускников" возможна только с применением современных сетевых технологий. Это обстоятельство обусловлено большими объемами обрабатываемых данных, необходимостью реализации процессов совместного их использования и возможностью коллективной работы с системой.

Подсистемы обработки статистических данных и экспертной информации реализуют процессы сбора, проверки первичных данных, каждая получает их из своих источников и производит расчет сводных показателей, на основе которых строится дальнейшая работа других подсистем. Иначе можно сказать, что эти две подсистемы являются источниками информации. Поэтому основными необходимыми условиями реализации данных подсистем являются, во-первых, создание всего комплекса обеспечения локальных АРМ для сотрудников и специалистов, которые проводят сбор соответствующих видов данных, а во-вторых, создание моделей и методов, позволяющих осуществлять расчет требуемых комплексных показателей на основе собранных исходных данных.

Подсистема прогнозирования выступает в виде программной реализации математических методов прогноза занятости. Данная подсистема базируется на формальном описании моделей прогнозирования занятости выпускников учебных заведений, полученных в результате исследования существующего молодежного рынка труда. Результатами работы модулей подсистемы прогнозирования являются данные, отражающие динамику состояния занятости выпускников на рынке труда Твери на некоторый период времени.

Подсистема анализа и оценки разработанной АИС занятости выпускников учебных заведений Твери является основной ее функциональной частью, которая объединяет и обобщает данные и показатели, рассчитанные другими подсистемами.

В рамках данной подсистемы реализуется режим ситуационного анализа характеристик рынка труда для выпускников учебных заведений. Режим ориентирован прежде всего на сотрудников центров по занятости населения Твери, выполняющих обобщение и аналитическую обработку данных о городском рынке труда, а также на специалистов органов государственной статистики, учебных заведений и других заинтересованных в подобной информации организаций.

Данный режим позволяет комплексно рассматривать ситуации по занятости на рынке труда города в целом, в промышленности, в учебных заведениях (вузах, средних специальных учебных заведениях, ПТУ) и по специальностям. При анализе возможно обобщение статистических данных по текущей занятости, динамике ее развития за прошедшие годы и прогнозов, полученных как на основании экспертных оценок, так и путем применения сложных математических моделей.

Подсистема обучения реализует процессы обучения различных профессиональных групп и категорий подготовки пользователей по всем аспектам функционирования АИС "Занятость выпускников". Средствами данной подсистемы осуществляется и постоянная справочная поддержка работы отдельных АРМ системы в режиме контекстной помощи.

Реализация подсистемы взаимодействия локальных АРМ прежде всего направлена на достижение эффективного использования всех аппаратных, программных и информационных ресурсов системы. Основными функциями подсистемы являются: обеспечение функционирования технических средств общей вычислительной сети, организация процессов совместной обработки данных программными модулями системы, управление доступом пользователей к информации.

Реализация АИС "Занятость выпускников" осуществлена СУБД FoxPro 2.5 LAN.

Полный комплекс программных модулей АИС "Занятость выпускников" состоит из пяти отдельных АРМов: управления, анализа и прогноза, обработки статистических данных, обработки экспертной информации, обучения.

Схему взаимодействия пользователя с АИС "Занятость выпускников" можно рассмотреть на примере АРМ управления.

Основное меню АРМа состоит из следующих пунктов:

- справочники,

- статистика,

- файловые операции,

- помощь,

- выход.

Управление справочниками является наиболее важной функцией АРМа управления. Вход в главное меню осуществляется по клавише ALT.

Меню справочники содержит следующие подпункты:

- учебные заведения,

- специальности,

- отрасли,

- эксперты.

Для вызова меню управления справочником учебными заведениями необходимо выбрать пункт Учебные заведения. Экранная форма предоставит возможность вводить новые, модифицировать уже существующие и при необходимости удалять сведения об учебных заведениях. Эти операции инициируются соответствующими экранными кнопками, находящимися в поле "Запись:". Перемещение между ними и списком учебных заведений производится клавишей TAB.

Для ввода нового учебного заведения в справочник необходимо с помощью клавиатуры или мыши выбрать в списке "Запись:" кнопку "Новая". В появившуюся форму следует ввести все указанные характеристики учебного заведения. Переход между полями ввода осуществляется по клавише TAB или с помощью мыши. После завершения ввода необходимо выбрать кнопку "Сохранить", и новая запись будет помещена в справочник. Если по какой-либо причине сохранение новой записи стало ненужным, следует выбрать кнопку "Отмена".

Для модификации уже имеющихся сведений в списке учебных заведений необходимо установить курсор на нужную строку и по клавише TAB или с помощью мыши перейти в список "Запись:" и выбрать кнопку "Изменить". В появившейся экранной форме сделать все требующиеся изменения и выбрать кнопку "Сохранить". Если сохранения сделанных изменений не требуется, выбрать кнопку "Отмена".

Для удаления сведений об учебном заведении в списке учебных заведений следует установить курсор на нужную строку и по клавише TAB или с помощью мыши перейти в список "Запись:" и выбрать кнопку "Удалить". После этого для подтверждения данной операции в появившемся запросе "Удалить данную запись?" необходимо выбрать кнопку "Да", в противном случае "Нет". После подтверждения удаления записи установить режим разрыва связей с соответствующими записями справочника специальностей. Если нужно удалить все связанные с удаляемым учебным заведением специальности, в предлагаемом запросе "Удалить связанные специальности?" необходимо выбрать кнопку "Да". В случае ответа "Нет", в поле учебного заведения для всех связанных специальностей будет установлен признак "неопре-делено".

Следует отметить, что последним в списке учебных заведений стоит признак "неопределено". Редактирование или изменение данной записи невозможно (выдается соответствующее сообщение системы).

Для окончания работы со справочником учебных заведений выбрать кнопку "Завершить".

Для вызова экрана управления справочником специальностей выбрать пункт "Специальности" в меню "Справочники". Экранная форма предоставит возможность вводить новые, модифицировать уже существующие и при необходимости удалять сведения о специальностях. Эти операции инициируются соответствующими экранными кнопками, находящимися в поле "Запись:". Перемещение между ними и списком учебных заведений производится по клавише TAB.

Кроме списка специальностей, на экране представлены данные о текущей (на которой стоит курсор основного списка) специальности. Среди эти характеристик следует отметить режим работы с полями "<Уч. зав>" и "<Отрасль>". Они представляют собой экранные кнопки и могут быть выбраны клавишей ENTER или левой кнопкой мыши. При этом на экране появляется меню с учебными заведениями или отраслями соответственно для каждого режима. Выбрав соответствующее учебное заведение или отрасль, на основной список специальностей будет установлен своеобразный фильтр. Это означает, что в основном списке специальностей будут отображаться только те, которые принадлежат данному учебному заведению или связаны с указанной отраслью. В случае выбора в меню учебных заведений признака "неопределено" в списке будут представлены все специальности. Аналогично можно отключить фильтрацию специальностей по отраслям, выбрав признак "неопределена". Важно отметить, что данная функция значительно упрощает поиск необходимой специальности.

Для ввода новой специальности в справочник необходимо с помощью клавиатуры или мыши выбрать в списке "Запись:" кнопку "Новая". В появившуюся форму ввести все указанные характеристики учебного заведения. Переход между полями ввода осуществляется по клавише TAB или с помощью мыши. Для установки признака принадлежности вводимой специальности конкретному учебному заведению и отрасли необходимо использовать кнопки "<Уч. зав. >" и "<Отрасль>". Непосредственное редактирование данных полей невозможно, для вызова списков учебных заведений и отраслей с помощью клавиши ENTER или левой кнопкой мыши следует выбрать соответствующую кнопку. Изначально признак учебного заведения установлен в "неопределено", а признак отрасли - в "неопределена".

После завершения ввода необходимо выбрать кнопку "Сохранить", и новая запись будет помещена в справочник. Если по какой-либо причине сохранение новой записи стало ненужным, то выбрать кнопку "Отмена".

Для модификации уже имеющихся сведений в списке специальностей следует установить курсор на нужную строку, по клавише TAB или с помощью мыши перейти в список "Запись:" и выбрать кнопку "Изменить". В появившейся экранной форме сделать все требующиеся изменения и выбрать кнопку Сохранить". Изменение признаков принадлежности модифицируемой специальности учебному заведению или отрасли производится аналогично операции ввода новой записи. Если сохранения сделанных изменений не требуется, выбрать кнопку "Отмена".

Для удаления сведений о специальности в общем списке установить курсор на необходимую строку, по клавише TAB или с помощью мыши перейти в список "Запись:" и выбрать кнопку "Удалить". После этого для подтверждения данной операции в появившемся запросе "Удалить данную запись?" необходимо выбрать кнопку "Да", в противном случае "Нет".Для окончания работы со справочником специальностей выбрать кнопку "Завершить".

Принципы работы со справочниками отраслей промышленности и экспертов аналогичны описанным правилам управления справочниками учебных заведений и специальностей.

Важным в процессе работы с системой является справочная поддержка. Вызов справочной информации в любом из режимом возможен по клавише F1. Будет представлен экран помощи, тематически соответствующий текущему контексту работы. Получить доступ к широкому объему справочной информации

можно с помощью пункта главного меню "Помощь". После выбора пункта "Содержание" представляется список всех имеющихся справочных разделов. Пункт "О помощи" предлагает справку о правилах использования помощи. При выборе пункта "Режим обучения" производится автоматический запуск режима последовательного просмотра всех справочных контекстов, относящихся к описанию работы АРМа управления.

Окончание работы с АРМом управления и выход в среду операционной системы производится выбором пункта "Выход" главного меню.


Постоянный адрес статьи:
http://swsys.ru/index.php?page=article&id=1093
Версия для печати
Статья опубликована в выпуске журнала № 4 за 1996 год.

Возможно, Вас заинтересуют следующие статьи схожих тематик: