На правах рекламы:
ISSN 0236-235X (P)
ISSN 2311-2735 (E)

Авторитетность издания

ВАК - К1
RSCI, ядро РИНЦ

Добавить в закладки

Следующий номер на сайте

2
Ожидается:
16 Июня 2024

Зачем нужны автоматизированные системы в проектировании и управлении городскими структурами

Статья опубликована в выпуске журнала № 2 за 1996 год.
Аннотация:
Abstract:
Авторы: Решетников В.Н. (rvn_@mail.ru) - Центр визуализации и спутниковых информационных технологий ФНЦ НИИСИ РАН (профессор), Москва, Россия, доктор физико-математических наук
Ключевое слово:
Ключевое слово:
Количество просмотров: 10552
Версия для печати

Размер шрифта:       Шрифт:

Происходящие перемены в социально-политическом устройстве общества и переход к рыночной экономике требуют радикальной перестройки сферы управления развитием городов и регионов. Основные причины таковы:

•во-первых, изменяются функции и возникают новые объекты управления (акционирование и приватизация госпредприятий, приватизация жилья, регулирование занятости населения и др.);

•во-вторых, меняется способ реализации даже привычных функций (прямой контроль и непосредственное директивное управление экономикой заменяются косвенным ее регулированием) с включением совершенно новых инфраструктур рыночной экономики (коммерческие банки, инвестиционные фонды, биржи, страховые, консалтинговые, клиринговые и аудиторские службы);

•в-третьих, возникает необходимость решения на региональном уровне целого ряда задач управления, относящихся в прошлом к государственному уровню, в частности задач межрегионального и внешнеэкономического характера.

Это приводит к значительному возрастанию объема работ и качественному усложнению функций специалистов, аппарата администраций и подчиненных им управленческих структур, к деформации сложившихся процессов градостроительного проектирования и строительства.

В результате складывается ситуация, когда имеющийся штат и квалификация специалистов не позволяют традиционными методами справиться с управлением в новых условиях. Внедрение информационных технологий становится жизненной необходимостью.

Противоречия республиканских, территориальных и отраслевых устремлений сделали управление очень сложной проблемой. Получив с 1992 г. большее количество степеней свободы, руководители предприятий и организаций оказались перед огромным числом вариантов действий со своими сырьевыми, сбытовыми, транспортными, кадровыми и иными проблемами и перестали быть обязанными поставлять информацию властным структурам.

Если администрации областей и городов не будут иметь своевременной, достоверной, непротиворечивой и достаточной для принятия управленческих решений информации, то может создаться ситуация, когда руководители останутся простыми статистами происходящих в городах и регионах процессов, не имея возможности влиять на них.

Важно информационно взаимоувязать нарождающиеся рыночные структуры. Информационные потоки, данные, необходимые для анализа и принятия решений, должны формировать у руководителей соответствующих служб ясную и поддающуюся анализу картину состояния дел на различных участках работы.

Таким образом, стремление регионального и муниципального управления к экономическому обновлению и обеспечению нормального уровня жизни населения непосредственно зависит от формирования целенаправленной стратегии в области информатизации и ее политической поддержки на уровне областной и городской администраций, а также подчиненных им структур.

Главнейшей проблемой при этом становится создание информационно-вычислительной инфраструктуры городов и регионов, основанных на многопользовательских автоматизированных и экспертных системах территориально-экономического планирования, управления и градостроительного проектирования.

Развитие городов и районов включает решение целого круга взаимосвязанных экономических задач (которые являются многовариантными) в сфере промышленности, хозяйства, транспорта, социального развития, переплетаемых с задачами градостроительного проектирования. В настоящее время на практике их решение выполняется разрозненно. Разработка и выбор вариантов осуществляются в основном традиционными, основанными на субъективных оценках, методами, что не позволяет обеспечить их высокое качество, добиться надлежащей взаимосвязи вопросов функционального зонирования, планировки и застройки территорий с одновременным развитием систем транспортных и инженерных коммуникаций, расселением населения, с организацией грузовых и пассажирских перевозок. Получение рациональных обоснованных результатов требует применения современной электронно-вычислительной техники, позволяющей в короткие сроки выполнить расчет и сравнение разнообразных вариантных решений.

Работы по этим направлениям, проводимые в последние годы во многих организациях

(институтах глав архитектуры Москвы, ЦНИИП градостроительства, и др.), позволили накопить определенный опыт применения отдельных задач, программных комплексов и САПР в проектной практике.

Традиционный процесс градостроительного проектирования состоит из следующих этапов.

Этап 1: разработка проекта районной планировки;

Этап 2: разработка технико-экономического обоснования (ТЭО) генерального плана развития города;

Этап 3: разработка проекта генерального плана города и контроль за его реализацией;

Этап 4: разработка проекта детальной планировки;

Этап 5: разработка проекта размещения строительства;

Этап 6: отвод земельных участков и выдача паспорта на проектирование;

Этап 7: сбор информации для проектирования;

Этап 8: разработка проекта застройки.

Процесс градостроительного проектирования начинается с разработки проекта районной планировки региона (промышленного района, промузла и т.п.). В проекте решаются задачи перспективного социально-экономического развития региона, размещения объектов приложения труда и расселения, инженерного и коммуникационного обеспечения на базе принципа кооперирования объектов, а также схемы инженерного обеспечения и охраны окружающей среды.

Проект согласовывается с администрацией области (региона) и утверждается на республиканском уровне, после чего является основным источником исходных данных для разработки генерального плана населенных пунктов. Основными организациями-пользователями являются администрация, глав архитектура и проектные институты.

Генеральный план города - на сегодняшний день основной государственный документ развития и благоустройства города на перспективу 20-30 лет, в первую очередь определяющий градостроительную политику и объемы капиталовложений. Это единственный документ долгосрочного планирования, в котором воедино собраны вопросы народнохозяйственного, социально-экономического и территориально-планировочного развития города.

Сложившийся процесс градостроительного проектирования апробировался в течение многих десятилетий, основан на интуиции и мастерстве проектировщиков и приспособлен для ручного процесса разработки и анализа вариантов, что в условиях нарастания темпов под- готовки проектной документации, усложнения территориальных связей, промышленности и городского хозяйства обостряет ряд его недостатков.

Применяемые методы градостроительного проектирования и практика их реализации не отвечают требованиям обеспечения интенсификации ресурсов. Проектирование, основанное на экстенсивных методах землепользования и развития населенных мест, привело к потере компактности плана в крупных городах, значительной удаленности новых районов от центра, к ухудшению расселения населения, увеличению протяженности всех видов коммуникаций с неизбежным при этом ростом энергопотерь, к большим затратам на сооружение транспортных магистралей, дорожно-транспортных сооружений, внеуличных и подземных видов транспорта, к расползанию сети обслуживания.

Приемы планировки жилищно-гражданского строительства не ориентированы на максимальную эффективность расходования земель за счет рационального повышения плотности и этажности застройки и не отвечают критериям энергосбережения. Недостаточно прорабатываются вопросы модернизации жилого фонда, уплотнения экстенсивно застроенных районов и микрорайонов, реконструкции улично-дорожной сети, инженерных сооружений и коммуникаций.

Количество рассматриваемых разработчиками проектно-планировочных вариантов весьма ограничено (не более двух-трех), а применяемые для их оценки технико-экономические показатели (ТЭП) не позволяют в полной мере комплексно оценивать целесообразность принятых проектных решений. В целом набор ТЭП отображает лишь количественные изменения жилого фонда и видов его обслуживания и не содержит собственно градостроительных показателей эффективности использования территорий, архитектурно-планировочного развития и пространственной организации города, в том числе подземного пространства.

Градостроительные проекты недостаточно увязаны с возможностями совершенствования строительной технологии, развития производственной базы и строительных организаций.

Осуществление недальновидных вариантов, ошибки градостроительных проектов оборачиваются огромными потерями, которые не могут быть исправлены в течение многих десятков лет. Обновление социально-экономических процессов, формирование нового уклада экономики требует коренного улучшения архитектурно-строительного проектирования, которое связано в основном с автоматизацией и использованием достижений современных информационных технологий и вычислитель ной техники. Для того, чтобы САПР наиболее эффективно способствовали устранению перечисленных недостатков, необходимо обеспечить рациональное разделение проектных процедур и операций между проектировщиками и ЭВМ. Необходимо, чтобы САПР обеспечивали пользователей быстрым получением содержащейся в памяти ЭВМ исходной для проектирования информации, а также осуществляли расчеты ТЭП, трудоемких и многовариантных ТЭО размещения строительства и застройки территорий. Вариантные расчеты должны производиться в диалоговом режиме и заканчиваться процессом визуализации. При разработке САПР следует предусматривать наращивание количества автоматизированных процедур вплоть до выдачи проектной документации и результатов проектирования на графопостроителях и графических дисплеях.

Актуальной проблемой является разработка и исследование моделей территориального развития, комплексной автоматизации проектирования городов и регионов, управления движением и другими инфраструктурами, позволяющими не только оперативно управлять, но и получать рекомендации по развитию городских территорий, застройки, путей сообщения, оценки экологической обстановки, сферы обслуживания и т.д., а также создавать на их основе методику анализа развития городов и регионов, динамики городских структур. Весьма важным при этом представляется вопрос построения электронной картографической подосновы (электронный топоплан) для их создания и развития. Отдельной проблемой стоит задача визуализации разрабатываемых проектов. В связи с интенсивным развитием методов визуализации и виртуальной реальности необходимо ожидать в ближайшее время внедрения электронных интеллектуальных информационных технологий и в такую сложную область, как архитектурное проектирование.

Описанию подходов и методов решения большого блока перечисленных задач и посвящена большая часть статей данного номера журнала.


Постоянный адрес статьи:
http://swsys.ru/index.php?page=article&id=1066
Версия для печати
Статья опубликована в выпуске журнала № 2 за 1996 год.

Возможно, Вас заинтересуют следующие статьи схожих тематик: